14 октября 2024
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Психологические качества квалифицированного игрока в настольный теннис

    Настольный теннис представляет собой сложнокоординированную деятельность в вариативных ситуациях. Неопределенность условий игровой деятельности осложнена жестким лимитом времени и малой информативностью действий соперника, что представляет сложность технико-тактических задач, непрерывно решаемых спортсменом в течение встречи (3, 13, 37).

    Настольный теннис

    Специфическая структура настольного тенниса характеризуется тем, что каждая ситуация перед каждым новым обменом ударами воспринимается как предстартовое состояние, способное оказывать мощное стрессогенное воздействие на организм спортсмена (23). Состязательная игра, протекающая в условиях постоянного соперничества, оперативного разгадывания замыслов противника при отыгрывании каждого отдельного мяча. В поединках спортсменов-профессионалов нет и не может быть длительного обмена ударами (12). Этот процесс носит сложный конфликтный характер и отличается большим психологическим напряжением (4).

    Современный уровень спортивных достижений настолько высок, что правомерно встает вопрос о пределе человеческих возможностей, обуславливающих эти достижения. В условиях, когда физическая, техническая и тактическая подготовленность спортсменов высшей квалификации достигла примерно одинакового уровня, результат спортивного поединка часто определяется психологическими факторами. Психические резервы спортсмена существенно определяют надежность его действий, поведения в сложных условиях соревновательной борьбы и, прежде всего, в спорте высших достижений.

    В настольном теннисе выравнивание технико-тактической, физической подготовленности спортсменов выражается в значительной динамике соотношения в счете в течение партии, эмоциональной и психической напряженности, остроконфликтном характере игры, где до конца розыгрыша очка каждый из соперников имеет возможность коренным образом изменить направленность и содержание борьбы. Указанные условия предъявляют серьезные требования к эмоциональной устойчивости спортсмена, возможностям высокой работоспособности, оперативному приему, анализу информации, принятию к исполнению решения, что в комплексе определяет надежность деятельности (25).

    Надежность – сложная комплексная способность, зависящая от уровня всех видов спортивной подготовленности, многих личностных особенностей при ведущей роли эмоционально-волевой устойчивости к влиянию внешних и внутренних сбивающих факторов (7, 8, 21).

    Применительно к настольному теннису – это способность удерживать или повышать индивидуально высокую эффективность соревновательной деятельности, удерживать или повышать показатели, ориентируясь на уже разработанные модельные характеристики в течение партии, в противоборстве с различными по особенностям игры соперниками.

    В настольном теннисе, где техника и успех неразрывно связаны, а тактика является главенствующей составляющей, уровень и содержание психической деятельности определяют в первую очередь профессиональные качества спортсмена–теннисиста.

    Составление психограммы основывается на структуре профессионально-важных качеств, что в свою очередь предусматривает при создании психограммы применение системного подхода, связывающего различные психологические явления в единое целое (34).

    1. Мотивационная сфера личности спортсмена составляет первый блок структуры профессионально-важных качеств игровика. По определению С.Л. Рубинштейна (33), любую деятельность определяют мотивы как динамические тенденции, причем в игре мотив перемещается на саму деятельность. Поэтому выявление мотивации является первоочередной задачей исследования.

    Мотивационная сфера определяется как блок мотивов достижения высоких спортивных результатов. Он включает в себя такие структурные элементы, как интерес к игре, уровень притязаний, стремление к лидерству.

    2. Второй основной блок структуры профессионально важных качеств образуют составляющие интеллекта спортсмена–игровика. Ананьев Б. Г. (1) рассматривает интеллект как многоуровневую организацию познавательных сил, имеющую сенсомоторный, перцептивный, мнемический и мыслительные аспекты. Спортивные психологи подробно изучили каждый из названных аспектов. В спортивных играх интеллект спортсмена приобретает решающее значение для успеха в состязаниях. Интеллектуальный блок в структуре профессионально важных качеств спортсмена-игровика определяется как сфера оперативного интеллекта, т. к. мыслительные способности в данном случае реализуются непосредственно в процессе игровой деятельности.

    3. Третий основной блок образуют составляющие эмоциональной устойчивости, которая выступает как способность к сохранению профессиональной работоспособности в условиях эмоциогенных воздействий. Ее роль в успешности спортивной деятельности в условиях соревнований, по мнению спортивных психологов, является решающей. Характеристика эмоциональной устойчивости включает следующие аспекты: моторная, сенсорная, интеллектуальная (19, 20).

    На основании выявленной структуры профессионально важных качеств спортсмена-игровика в работе Серовой Л.К. (34) составлена психограмма его деятельности на примере настольного тенниса. Исследования проводились в сборных командах города Ленинграда – Санкт-Петербурга в течение 10 лет (1986 – 1996 гг.).

    1. Мотивация достижения. Для ее измерения использовались: шкала мотивации Маслоу, шкала лидерства (Леевик, Серова), цветовой тест Люшера (8 – цветный). При сравнении четырех групп спортсменов различной квалификации – новичок, КМС, МС, МСМК выявлено, что наиболее высокий уровень мотивации достижения обнаружен у группы мастеров спорта. У МСМК он несколько понижается, что соответствует закону Йеркса-Додсона.

    2. Оперативный интеллект. Сенсорный аспект изучался с помощью электрорефлексометра, теппинг-теста, оценки величины пространственных отрезков. Игроки в настольный теннис показывают высокий уровень простой реакции (х = 0,219 ±0,003), сложной реакции (х = 0,263±0,13), а также высокий уровень быстроты движений и точности усилий. Высокий уровень сенсомоторики обеспечивается подвижностью и лабильностью нервной системы теннисистов. Перцептивный аспект интеллекта изучался с помощью черно-красных таблиц, колец Ландольта, хронометрирования игровой деятельности. Выявлено, что на перцептивные процессы теннисист в игре в среднем затрачивает 0,2 – 0,3 секунды, что требует высокой скорости переработки информации. Тесты подтвердили высокий уровень переработки информации у игроков в настольный теннис. Мнемический компонент интеллекта изучался с применением тестов «слова», «числа», «фигуры». У игроков в настольный теннис особенно развита зрительная память. Из 9 фигур, предъявляемых в течение 30 секунд, запоминание в среднем – 8,42±0,12 фигуры (43). Мыслительный компонент, или интеллект в узком смысле, изучался по тестам Кеттелла, Равенна. Теннисисты показали общий интеллект выше среднего уровня (по шкале Равенна – 107,8±3,5 балла), что соответствует оценке «нормальный, высокий, средний интеллект».

    3. Эмоциональная устойчивость оценивалась по тестам Кеттелла, Спилбергера, Люшера. Установлено, что эмоциональная устойчивость у игроков в настольный теннис находится на низком уровне, что не соответствует требованиям, предъявляемым к профессиональным качествам.

    Объективные показатели соревновательной деятельности дают представление об эффективности отдельных технико-тактических действий теннисистов. Однако в условиях напряженной соревновательной борьбы эффективность деятельности будет во многом зависеть от личностных особенностей спортсменов, которые проявляются опосредованно через механизмы психической регуляции соревновательной деятельности (22).

    По мнению многих авторов (5, 6, 22, 30) игра в настольный теннис предъявляет ряд существенных требований к личности спортсмена – высокий моральный уровень, чувство долга – факторы, которые характеризуют взаимосвязь мотивации достижения с деловой мотивацией, непосредственно соединяют волевые качества с мотивами деятельности – склонность к соперничеству, ориентированность на успех с высокой самооценкой обусловлены тем, что реализация принципа активной игры как определяющая черта эффективности теннисиста делает необходимым высокий уровень состязательности, постоянный поиск путей захвата инициативы, наенное создание конфликтной ситуации с непременной ориентацией на успех;

    лидерство, доминация – волевое и коммуникативное качество, формирование которого, концентрированно отражает современные тенденции развития настольного тенниса, требующие проявления активности, инициативы, настойчивости, уверенности в себе, а также самостоятельности и непреклонной решимости в борьбе с соперником любого ранга.
    эмоциональная устойчивость, выдержка, способность реально оценивать обстановку – эмоционально-волевое качество, от уровня которого зависит успех в любом виде деятельности, имеющей конфликтный характер (14);
    проницательность, гибкий, точный ум – необходимы спортсмены, так как эффективность деятельности предполагает проявление способности оперативно оценивать содержание игровой ситуации, прогнозировать направленность действий соперника, распознать его замыслы и на основании данной оценки строить собственную тактическую линию;
    коллегиальность, приверженность интересам, ценностям и идеалам спортивного коллектива важны в настольном теннисе как командно-индивидуальном виде деятельности для решения задач тренировочного процесса и соревновательной деятельности;
    экстраверсия, социальная адаптированность, контактность, общительность – важны, т. к. экстраверты более активны и реактивны, что является предпосылкой динамичной игры; им легче снимать напряжение соревновательной борьбы, чему способствует общительность, свойственная экстравертированным натурам.

    Выше изложенные особенности личности спортсменов определяют высокую активность теннисистов, их стремление к захвату инициативы, ориентацию на успех деятельности с высокой самооценкой, доминирование в тактическом и психологическом отношениях, что необходимо для эффективного завершения конкретной ситуации единоборства.

    Наряду с отмеченными положительными деятельностными особенностями эффективных теннисистов авторы указывают и на отрицательные стороны их деятельности, которые являются результатом влияния определенных особенностей личности.

    Экспрессивность, излишнее беспокойство негативно сказываются на динамике результативности технико-тактических действий, активности, стабильности игры. Наличие у спортсменов таких особенностей личности, как нерешительность, неуверенность в себе, часто предопределяют неоправданную потерю инициативы, неспособность в экстремальной ситуации играть оригинально, эффективно воплощать тактические замыслы.

    Рассматривая механизм психической регуляции эффективных спортсменов в условиях, моделирующих соревновательную деятельность, а также в тренировочной и соревновательной деятельности, Матыцин О. В. (22) отмечает следующее.

    Спортсменам, деятельность которых эффективна, присущ реализм, проявленный в процессе постановки перспективной цели с адекватной социальной норме характером.

    Эффективные спортсмены способны гибко изменять уровень цели, если последняя не реализуется, что свидетельствует о выраженном в процессе игровой деятельности качестве быстро перестраивать тактику спортивной борьбы в случае ее несоответствия конкретным задачам единоборства и как следствие – низкой эффективности. Это проявляется, в частности, в том, что так называемый «показатель настойчивости» оказывается относительно невысоким.

    Эффективным теннисистам свойственна низкая вариативность уровня уверенности при относительно высоком ее значении по отношению к динамике результатов деятельности. Это говорит о стабильности самооценки, «внутренней надежности», помехоустойчивости спортсменов, их активном отношении к фактору неуспеха в процессе игры.

    Самооценка спортсменом состояния готовности к решению трудных двигательных задач характеризуется высокой критичностью. Завышенные самооценки готовности неблагоприятно влияли на эффективность деятельности.

    Вышеназванные аспекты психической регуляции деятельности обеспечивают проявление спортсменами выраженной способности к мобилизации психомоторных функций в наиболее трудных, экстремальных условиях.

    Спортсменам с эффективным протеканием деятельности отличает умение целесообразно управлять динамикой спортивной формы по мере приближения к главному соревнованию сезона.

    Матыцин О.В. (22) отмечает, что специфика условий эффективной деятельности в настольный теннис, характеризуется высокой ценой отдельного технико-тактического действия для успеха в целом, необходимостью демонстрации устойчивого уровня эмоционально-волевых и поведенческих реакций, активным поиском неординарных средств и методов реализации инициативы в экстремальной ситуации, умением спортсмена от начала и до конца партии находиться в состоянии мобилизации с целью ограничить влияние отрицательных эмоциональных и психологических соревновательных факторов на результат деятельности.

    Иванов В.С. и Коллегорский. (13) отмечают, что для многих теннисистов преимущество в очках в концовке партии или последнее очко проявляли страх. Близость реальной ощутимой победы, ее предвкушение и перевес в счете, страх упустить победу в решающий момент – главная причина ослабления темпа игры. Счет, по мнению авторов, как бы давит на игрока и мешает ему играть концовку остро, а успех, по мнению Матыцина О.В. (22), зависит от способности спортсмена в решающий момент единоборства, в его заключительной фазе, действовать результативно на основе комплексной мобилизации возможностей организма и психики.

    Основной целью многолетней психологической подготовки спортсмена в настольном теннисе является развитие и стабилизация индивидуальных качеств и способностей, обеспечивающих в конечном итоге надежность их успешных выступлений на ответственных соревнованиях (3).

    ПО мнению китайских авторов (17, 37), перед ответственными соревнованиями спортсмены очень волнуются. Период этот, кроме того, насыщен разными мероприятиями. Спортсмены в эти дни перебирают все возможные и невозможные варианты выступления, мысленно переигрывают с каждым из своих соперников и решают целый ряд других вопросов. Не менее сложные и разнообразные чувства владеют спортсменом и в процессе самих соревнований. Одни сохраняют веселое, оптимистическое настроение, другие чувтвуют себя подавленными и угнетенными. Спортсмены с большой силой воли и верой в победу демонстрируют на соревнованиях неукротимый боевой дух, полностью используют свои технические и тактические возможности и добиваются хороших результатов. Но бывают и такие спортсмены, морально-волевой уровень, которых не высок; они теряют уверенность, играют скованно, делают много простых ошибок.

    Отсутствие у этих спортсменов правильного подхода к процессу соревнований мешает им продемонстрировать в игре те технику и тактику, которые они применяют в обычных тренировочных играх. Эти психологические процессы оказывают самое непосредственное влияние на результат соревнований (17).

    Достижение конечной цели психологической подготовки теннисистов – обеспечение надежности действий спортсменов в условиях сбивающих факторов соревнований, таких, как напряженная обстановка игр, реакция зрителей, внешние условия, поведение и неожиданные приемы игры противников, ошибки в своих действиях и т. д.

    Решающую роль в преодолении возникших в ходе соревнования сбивающих факторов и различного рода трудностей (стресс: игра с более сильными противниками, на фоне усталости, психической травмы) играют волевые качества игроков.

    По мнению Байгулова Ю.П. (3, 4), к комплексу волевых качеств, необходимых спортсменам для успешной игры в настольный теннис, можно отнести: упорство, терпеливость к продолжительной и мало эмоциональной работе, трудолюбие, оптимизм, выносливость, приспособляемость к внешним факторам, самообладание, смелость, любознательность, инициативность (3).

    Заключение

    Постоянно растущее мастерство теннисистов все более ожесточает борьбу за победу в соревнованиях. При этом довольно часто наблюдается равенство сил соперничающих спортсменов. В этом случае причина поражения одного из теннисистов кроется в слабостях психической готовности спортсмена к ведению спортивной борьбы в сложных условиях соревнования (26).

    Можно утверждать, что на современном этапе развития настольного тенниса ведущим компонентом спортивного мастерства становится психическая подготовленность спортсмена, понимаемая как комплексное воспитание и формирование спортсмена теннисиста, обладающего необходимыми качествами бойца, способного успешно преодолевать внешние и внутренние трудности на пути победе (28).

    Различные авторы неоднократно предпринимали попытки дать научное определение понятия «психическое состояние» и разработать классификацию состояний (9, 15, 16, 32 и др.). Как отмечают авторы, все классификации носят условный характер, и в некоторых нет четкого разграничения между состояниями и психическими процессами. В результате происходит невольное смешивание отдельных понятий.

    Среди психических состояний, наиболее исследованных в спорте, можно назвать состояние стресса, тревоги, утомления, монотонии и психического пресыщения.

    Описание этих состояний, их смысловые и количественные характеристики достоверно различны и по-разному влияют на эффективность тренировочной и соревновательной деятельности.

    Наиболее часто вся динамика состояний при занятиях спортом описывается терминами «возбуждение», «тревога», «психическое напряжение». При этом это разные разноуровневые проявления в динамике деятельности организма.

    Стресс как состояние понимается как сочетание физиологической и поведенческой составляющих. Психический стресс (состояние стресса) – это состояние чрезмерной психической напряженности и дезорганизации поведения, развившееся под воздействием или реальной угрозы или реально действующих экстремальных стресс-факторов спортивной деятельности.

    Существуют тысячи источников стресса. У спортсменов стресс-факторами являются волнение по поводу выступления на должном уровне, финансовые расходы, время, необходимое для проведения тренировочных занятий, сомнения относительно своих способностей, а также внеспортивные факторы, например, смерть члена семьи и др. (46).

    Эти тысячи источников стресса можно распределить на несколько общих категорий, определяемых ситуацией или личностью.

    Существует два основных источника стресса: значения события или соревнования; и неопределенность его результата или исхода (44).

    Чем важнее событие, тем больший стресс оно вызывает. Также чем выше степень неопределенности, тем больше величина стресса.

    В спортивной психологии давно существуют понятия «стартовая лихорадка», «стартовая апатия» (некоторые авторы говорят о предстартовых лихорадке и апатии) и «боевая готовность». Под лихорадкой понимается психическое перевозбуждение, которое чаще всего сковывает спортсменов, под апатией – недовозбуждение, вялость, нежелание бороться. А боевая готовность – это та золотая середина, при которой спортсмен должен выступать особенно хорошо (3, 13, 37 и др.).

    Подавляющее большинство работ, в которых подчеркивается важность оценки психического состояния спортсмена в прогнозе успешности спортивной деятельности, направлено на исследование состояния готовности к соревнованиям. Причем состав признаков состояния готовности у разных спортсменов не совпадает (14, 16, 31, 35).

    В настольном теннисе сочетаются спортивная игра с единоборством, индивидуальный вид спорта с командной игрой (парные игры). Указанные особенности игры в сочетании с молниеносными действиями спортсменов предъявляют высокие требования к психике спортсменов, к наиболее важным показателям и качествам психической сферы деятельности высококлассных игроков, к которым можно отнести: темперамент, волевые качества, скорость и точность мышечно-двигательных реакций, скорость приема и переработки информации, особенности внимания и специфических восприятий.

    Спортивная деятельность, характеризующаяся высокой экстремальностью, предъявляет повышенные требования к личности спортсмена, особенно к сфере самосознания и воли. Настрой на победу, общеличностная и волевая готовность в значительной степени определяют эффективность предстоящей деятельности. На успешность соревновательной деятельности оказывают влияние такие важные стороны личности, как ее темперамент, типологический склад, мотивационные особенности, прежде всего направленность, а также деятельностные, технически исполнительские возможности личности, ее потенциал (2, 39).

    Специалисты в области психологии и спорта и физической культуры давно изучают положительное и отрицательное воздействие возбуждения и тревожности на физическую активность. Они не пришли к единому заключению, однако выяснили много интересных особенностей, имеющих практическое применение. Около 50 лет назад главным объектом исследования была теория драйва. В последнюю четверть столетия психологи нашли более убедительную теорию перевернутого U. Совсем недавно появились новые гипотезы, включая понятия о зонах оптимального функционирования, феномене катастрофы и теории реверсивности (36). Все авторы гипотез сходятся во мнении, что успешность и эффективность деятельности спортсменов возможен лишь при определенном уровне возбуждения и мотивации, однако оптимальные сочетания у авторов не совпадают (40- 45).

    Многие психологи считают эмоциональную стабильность и волю – одними из наиболее важных характеристик личности спортсмена, особенно для прогноза переносимости психических нагрузок и успешности деятельности в экстремальных условиях. В целом ряде исследований показано, что низкая эмоциональная стабильность отрицательно сказывается на достижении высоких соревновательных результатов.

    Мотивационные качества спортсмена должны соответствовать степени подготовленности, их реальным возможностям. В противном случае чрезмерная мотивация приведет к напряженности, и, соответственно, к снижению результативности деятельности (10).

    По мнению многих авторов (3, 17, 24, 37), темперамент теннисиста способствует индивидуальному складу манеры игры и выбору того или иного стиля, однако исследование темперамента высокоэффективных спортсменов говорит о важной роли силы процесса возбуждения в повышении эффективности ведения поединка (23).

    Специфика психического состояния зависит от определенного набора личностных качеств. Между личностными качествами и результативностью игровой деятельности существует связь через особенности психического состояния, влияющие на проявление специальных качеств, лежащих в основе эффективности технико-тактических действий спортсмена (18).

    Технико-тактические характеристики действий, волевые усилия и эмоциональный фон являются психической составляющей нагрузки единоборств и игроков, в решающей степени определяющей комплексное воздействие нагрузки на спортсменов в вариативных конфликтных ситуациях тренировок и соревнований.

    Нервно-эмоциональные напряжения, связанные с повышенной ответственностью за результат тренировки, соревнований, приводят не только к увеличению максимальных показателей частоты сердечных сокращений, но и к значительному росту среднего значения частоты сердечных сокращений.

    Высокой результативности деятельности способствует достаточно сильное эмоциональное напряжение, которое и способствует мобилизации функциональных резервов организма. Однако по данным В.Л. Марищук и Л.К. Серовой (20) зависимость эффективности соревновательной деятельности от силы эмоционального напряжения несколько отличается от инвертированной V-кривой и больше напоминает трапецию, т.е. перелом наступает не сразу, а через некоторый промежуток времени достаточно стабильного высокого напряженного состояния, которое и обеспечивает успешность деятельности спортсмена.

    Оптимальный уровень эмоций связан с пиком физической активности. Оптимальное сочетание эмоций, необходимое для достижения пика физической активности, не обязательно приходится на среднюю точку континуума возбуждения состояния тревоги, а взаимосвязь между возбуждением и физической активностью зависит от уровня когнитивного состояния тревоги, присущего спортсмену.

    Полученные результаты нескольких работ устанавливают положительную взаимосвязь силы процесса возбуждения с повышением кинестетической чувствительности в условиях соревнований, активизацией волевых проявлений в условиях стресса, достижением лучших результатов при мотивации стресса большой силы (30).

    Проблема влияния личностных особенностей спортсменов на эффективность определенного вида деятельности изучалась в срезе общего аспекта у разных авторов (11, 29, 38), в отношении структуры и условий деятельности в настольном теннисе наиболее конкретные данные получены О. В. Матыциным (22).

    По мнению многих авторов (5, 6, 22, 30 и др.) игра в настольный теннис предъявляет ряд существенных требований к личности теннисиста. Все эти требования рассматриваются с разных сторон, раскрывающие системный подход к структуре профессионально-важных качеств высококвалифицированного теннисиста.

    Первый блок затрагивает мотивационную сферу теннисиста, в связи с этим к личности требуется наличие таких черт: высокий моральный уровень, чувство долга, стремление к лидерству, интерес к игре, ориентированность на успех с высокой самооценкой (23, 34).

    Второй блок затрагивает составляющие интеллекта теннисиста. Интеллектуальный блок определяется как сфера оперативного интеллекта; теннисисты обладают общим интеллектом выше среднего уровня, что соответствует оценке «нормальный, высокий средний интеллект(34). Требование к теннисисту наличие таких качеств как: проницательность, гибкий, точный ум.

    Третий блок образуют составляющие эмоциональной устойчивости. Требования к личности – наличие таких качеств как: эмоционально-волевое качество, экстраверсия, контактность, общительность.

    Коллегиальность, приверженность интересам, ценностям и идеалам спортивного коллектива важны в настольном теннисе как командно-индивидуальном виде деятельности.

    Оптимальное модельное состояние теннисиста характеризуется следующими проявлениями: уверенностью в своих силах, энергичностью, хладнокровием, оптимизмом, раскрепощенностью, обостренностью всех чувств, автоматизмом действий, концентрацией внимания, эмоциональным контролем.

    В исследованиях авторов отображаются разные благоприятные и неблагоприятные психические состояния, которые испытывает спортсмен в соревновательной деятельности, но почти все работы не дают конкретных указаний и советов о том, как устранять влияние неблагоприятных эмоциональных переживаний на ход соревновательной борьбы.

    В настоящее время признанного концептуального понимания психического состояния не сформировано. Не просматривается связь проблемы психического состояния с деятельностью вообще и с ее специфическими отрезками в частности.

    Практические рекомендации для тренеров по работе со спортсменами для управления их психическими состояниями

    Показатели

    Проявление в игровой деятельности

    Средства и методы развития

    1. Личностная тревожность (ЛТ)

    Склонность испытывать беспокойство, опасение, страх во многих жизненных ситуациях.

    1. Снижение субъективной значимости предстоящей соревновательной деятельности.
    2. Формирование способности к самоконтролю.
    3. Постановка реально достижимых задач и формирование уверенности в том, что они будут успешно решены.
    4. Формирование оптимального уровня притязаний.
    5. Создание благоприятной атмосферы на тренировке.
    6. Обязательное обучение методам саморегуляции. 7. Тактичное и внимательное отношение к спортсмену на тренировках и соревнованиях.

    2. Ситуативная тревожность (СТ)

    Реакция спортсмена на психологические стрессоры (соревнования, соперника), которая характеризуется различной интенсивностью, изменчивостью во времени, наличие неприятных переживаний, сопровождающихся активацией вегетативной нервной системы.

    1. Сужение круга значимых людей, на мнение которых спортсмен ориентируется при самооценке.
    2. Произвольное переключение направленности мыслей в процессе соревнований.
    3. Переключение в ходе игры внимания на объекты различного эмоционального значения в зависимости от особенностей личности и внимания (технику исполнения, силу исполнения, точность).

    3. Устойчивость в стрессе

    Сокращения оптимального уровня психического состояния спортсмена в стрессовых соревновательных ситуациях.

    1. Оптимизация предсоревновательных состояний.
    2. Воспитание волевых качеств.
    3. Обучение методам саморегуляции.
    4. Создание в тренировке условий близких по психической напряженности к соревновательным.
    5. Формирования оптимального уровня притязаний. 6. Формирование правильной самооценки.

    4. Самооценка

    Понимание своих действий, умение оценить свои возможности, контролировать свои действия, мысли.

    1. Постоянный контроль за своими действиями, мыслями в процессе тренировок, соревнований.
    2. Формирование уверенности в своих силах.
    3. Формирование правильной оценки соревновательной обстановки, возможностей соперников.

    5. Уровень притязаний

    Уровень поставленных задач.

    1. Постановка конкретных реальнодостижимых задач и их постоянное усложнение с последующим контролем за их обязательной реализацией.
    2. Планирование перспективных задач на основе трезвого учета состояния спортсмена.
    3. Формирование правильной самооценки понимания своих действий.

    6. Мотивы

    Все то, что выступает в качестве внутренних побудителей человека к деятельности.

    1. Ориентировка юных спортсменов на систематические занятия настольным теннисом.
    2. Формирование устойчивого и глубокого интереса к занятиям.
    3. Постановка конкретных реально достижимых задач.
    4. Информация о текущих событиях в настольном теннисе у нас в стране и за рубежом.

    Список использованной литературы

    1. Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. – Спб.: Питер, 2000
    2. Асеев В. Г. Мотивация поведения и формирование личности. – М.: Мысль, 1976.
    3. Байгулов Ю. П. Настольный теннис. Вчера, сегодня, завтра. «ФиС», М.: 2000 г.
    4. Байгулов Ю. П., Романин А. Н. Основы настольного тенниса. – М., ФиС., 1979 – 160 с.
    5. Барчукова Г. В. Анализ соревновательной деятельности в настольном теннисе // Теория и Пр. ФК, 1982, № 5, с 18-21
    6. Барчукова Г. В., Захаров Г. Ключ к успеху // спортивные игры, 1985, № 11, с 27.
    7. Белиц-Гейман С. П. Анализ и оценка соревновательной деятельности теннисиста // Теннис: Сборник. – М.: Физ. и С, 1982. – С. 5-8.
    8. Блудов Ю. М., Плахтиенко В. А. Личность в спорте: Очерки исслед. психологии спортсмена. – М.: Сов. Россия, 1987. – 160 с.
    9. Ганзен В. А. Системные описания в психологии. Л.: 1984.
    10. Губа В. П. Морфобиомеханический подход как основа возрастного физического воспитания и спорта // ФК: воспитание, образование, тренировка, 1999, № ¾, С. 21-26.
    11. Даугс Р. Наука о моторике перед лицом кризиса // Теория и практика физической культуры, 1997, № 5.
    12. Залесский М. Настольный теннис – Олимпийский вид спорта: (по матер. беседы с заслуж. тренером СССР С. Д. Шпрахом) // наука и жизнь. – 1987 -№ 2. – С. 147-151.
    13. Иванов В. С., Коллегорский В. В. Теннис на столе. – М.: ФиС, 1970 г.
    14. Игуменов В. М., Шиян В. В. Проблема планирования предсоревновательной подготовки в спортивной борьбе // Теория и пр. ФК. 1998, № 5, с. 61.
    15. Ильин Е. П. Теория функциональных систем в физиологии и психологии. – М.: Наука, 1978 г.
    16. Левитов Н. Д. О психических состояниях человека. – М.: просвещение, 1964
    17. Лян Чжо-Хуэй, Фу Ци-Фан. Настольный теннис.
    18. Максименко С. Д. Общая психология. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер» - 2004. – 528 с.
    19. Марищук В. Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. – М., 1983
    20. Марищук В. Л., Серова Л. К. Информационные аспекты управления спортсменом. – М.: ФиС, 1983 г.
    21. Матвеев Л. П. Теория и методика физической культуры (общие основы теории и методики физического воспитания; теоретико-методические аспекты спорта и профессионально-прикладных форм физической культуры): Учебн. для ин-тов физ. культуры. – М.: Физкультура и спорт 1991. – 543 с.
    22. Матыцин О. В. Многолетняя подготовка юных спортсменов в настольном теннисе // Теория и практика ФК. – М., 2001.
    23. Матыцин О. В. Подготовка высококвалифицированных спортсменов в настольном теннисе с учетом индивидуальных психологических особенностей личности и деятельности. Дисс. на соис. ученой степени канд. пед. наук. – М.: 1990.
    24. Настольный теннис: Журнал. – М.,2004
    25. Ормаи Л. Современный настольный теннис: Пер. с венгерского / Предисловие Л. С. Макарова. – М.: ФиС, 1985. – 175 с.
    26. Плахтиенко В. А., Блудов Ю. М. Надежность в спорте. – М.: Физкультура и спорт, 1983. – 176 с.
    27. Портных Ю. И. Дидактические основы использования игр в физическом воспитании, образовании и спорте: Автореф. дис…. докт. пед. наук. – Спб., 1994
    28. Портных Ю. И., Серова Л. К. Психологическая подготовка игроков в настольный теннис / СПбГАФК им. П. Ф. Лесгафта. – СПб., 1997 – Т. 1.
    29. Психология спорта: Хрестоматия / сост. – ред. А. Е. Тарас / - М: АСТ; Мн.: харвест, 2005. – 352 с.- (библ. практ. псих.).
    30. Пузик В. И. Возрастная морфология скелетной мускулатуры человека // Изв. АПН РСФСР. 1954. Вып. 60, С. 49-86
    31. Родионов А. В. Практическая психология спорта и физической культуры. – Махачкала, 2002.
    32. Родионов А. В. Психология физического воспитания и спорта: Учебник для вузов. – М.: Академический Проект: Фонд «Мир», 2004. – 576 с.
    33. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии – М., 1946.
    34. Серова Л. К. Психограмма личности спортсмена – игровика // Вестник БПА. – 1996 – Вып. 6. – С. 67-70
    35. Сопов В. Ф. Психические состояния в напряженной профессиональной деятельности: Учебное пособие. – М.: Академический проект, Трикста, 2005. – 128 с. – (Психологические технологии).
    36. Уэйнберг Р. С., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры. – Киев, 2001 г.
    37. Цю Чжунхуэй, Чжуан Узяфу и др. Настольный теннис. – ФиС, М.: 1987 г.
    38. Чикова О. М. Психологические особенности спортивной деятельности и личности спортсмена. – Минск: ИПП Госэкономплана РБ, 1993.
    39. Bess H. Marcus, PhD and Leigh Ann H. Forsyth, PhD. Motivating People to Be Physically Active/ 2003, 232 pp.
    40. Gould D., Krane V. (1992) The arousal-athletic performance relationship: Current status and future directions. In T. Horn (Ed.), Advances in sport psychology (Pp. 119-141). Champaign, IL: Human Kinetics.
    41. Hardy, L (1990). A catastrophe model of performance in sport. In J. G. Jonse & L. Hardy (Eds.), Stress and performance in sport (Pp. 81-106). Chi-Chester, England: Wiley.
    42. Kerr, J. H. (1985) The experience of arousal: A new basis for studying arousal effects in sport. Journal of sport sciences, 3, 169-179.
    43. Landers, D. M., Wang, M. Q., & Courtet, P. (1985). Peripheral narrowing among experienced and inexperienced rifle shooters under Low-and high-stress conditions. Research Quarterly, 56, 122-130.
    44. Martens, R. (1987). Coaches guide to sport psychology. Champaign, IL: Human Kinetics.
    45. Nideffer, R. M. (1976). The inner athlete New York: Crowell.
    46. Scanlan, T. K., Stein, G. L., & Ravizza, K. (1991). An in-depth study of former elite figure skaters-part 3. Sources of stress. Journal of sport exercise psychology, 13 (2), 103-120

    Статьи по теме:

    Правила настольного тенниса

    Как научиться играть в настольный теннис?

    Выбор инвентаря для настольного тенниса

    Настольный теннис. Техническая подготовка