09 сентября 2024
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Каким видом спорта лучше заняться ребенку

    Всем детям для нормального роста и развития необходима двигательная активность. Ее значение трудно переоценить: она восстанавливает работоспособность, повышает физические качества, улучшает обмен веществ и функциональные возможности разных систем организма, помогает освоитьполезные и красивые движения, расширяет общение, дает новые знания о себе и своем организме и многое другое.

    Это не значит, что не нужно заниматься музыкой, играть в компьютерные игры, ходить в театр, кино, на концерты или дискотеки, смотреть телевизор. Все это тоже нужно для отдыха и духовного обогащения; да просто потому, что интересно и приятно.

    Зная двигательные предпочтения ребенка, лучше предложить ему более приятные для него физические упражнения (пойти «навстречу природе»). Он будет заниматься с удовольствием, быстрее заметит свои успехи и будет стараться их развивать. И для здоровья не столь важен выбор движений, гораздо важнее сама физическая нагрузка как средство развития его физиологических систем. Если вы не профессионал в физическом воспитании, то вряд ли стоит заниматься с ребенком техникой спортивных движений. Неправильно сформированный двигательный навык исправить сложно, лучше поручить это дело специалисту – педагогу физического воспитания. 

    Специалисты единодушны в том, что растущему организму необходимо никак не меньше 8 часов физкультурных занятий в неделю, а оптимально – 1,5–2 часа физической активности в день. Из них занятия физкультурой в пределах школьного расписания дают всего 1,5 часа (два урока) в неделю. Остальные часы нужно добирать самостоятельно за счет занятий в кружках, секциях, на прогулках, дома. Если из этого времени хотя бы часть вы проведете вместе с сыном или дочкой, это будет и полезное семейное общение, и общий вклад в сохранение здоровья не только ребенка, но и родителей. 

    Есть распространенное мнение: на стадионе или в спортзале не до отдыха. На самом деле отдых – это переключение с преобладающего вида деятельности на какой-то другой. Активный отдых значительно полезнее пассивного «ничегонеделания»! Чем больше «неподвижная» составляющая нагрузки человека вообще, а растущего тем более, тем важнее активный отдых, отдых от неподвижной позы. Не надо противопоставлять занятия оздоровительными физическими упражнениями отдыху и развлечениям. Физкультура, оставаясь серьезным делом, должна в то же время доставлять радость занимающемуся, а не быть для него тяжким бременем. Кстати, при работе мышц в организме вырабатываются так называемые «эндогенные опиоды» – вещества, которые при попадании в мозг вызывают ощущение удовольствия – чувство «мышечной радости». 

    Важно, чтобы вид занятий был по душе: волейбол или футбол, баскетбол или хоккей, бадминтон или теннис... А если занятия по душе и в радость, то это не только польза, но и большое удовольствие. И не беда, если в поисках любимого вида спорта ребенок сменит пару-тройку спортивных секций. Пусть в каждой из них он освоит хотя бы азы правильной техники движений – двигательные навыки сохраняются и могут пригодиться в дальнейшем. А время, затраченное на физические упражнения, в любом случае пойдет на пользу здоровью. 

    Подсчитано, что за сутки здоровому школьнику необходимо сделать не менее 10 тысяч шагов и множество других движений, в том числе утреннюю гигиеническую зарядку, гимнастику до уроков, физкультминутки на уроках, гимнастику для уставших глаз. . И как можно больше бывать на свежем воздухе! Получается в итоге, что первокласснику следует ежедневно двигаться (преимущественно на воздухе) 3,5 часа, в 8–9 лет – около 3, а в 10 лет – 2,5 часа. Какие физические упражнения лучше для детей этого возраста? Младший школьный возраст часто называют периодом «второго детства», потому что в эту пору интенсивно развиваются свойства, позволяющие взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Его еще называют «игровым», потому что игра, преимущественно коллективная, занимает центральное место в развитии высших психических функций. К этой же игровой деятельности приспособлены и структурные особенности многих органов и тканей, в частности сердца и мышц, аэробный характер энергообеспечения. Игра рекомендуется не слишком интенсивная, но продолжительная.

    Самое главное средство укрепления здоровья – регулярные физические упражнения, которые приучают все системы организма слаженно работать и правильно реагировать на изменения внешней среды. Начинать надо с самого утра – утренняя гигиеническая гимнастика способствует более быстрому приведению организма в рабочее состояние после сна, поддержанию высокой работоспособности в течение дня, совершенствованию координации нервно-мышечного аппарата, деятельности сердечно-сосудистой и дыхательной систем. Во время гимнастики и последующих водных процедур активизируется деятельность кожных и мышечных рецепторов, вестибулярного аппарата, повышается возбудимость ЦНС, что способствует улучшению функций опорно-двигательного аппарата и внутренних органов, а также умственной работоспособности. Очень хорошо, если, помимо школьных уроков, ребенок будет заниматься в спортивной секции.

    Какие двигательные умения надо освоить каждому ребенку?

    Прежде всего научиться ходить и бегать в разном темпе, прыгать в длину и вверх. Но еще очень важно плавать, ездить на велосипеде, кататься на лыжах и коньках. Это поможет развивать силу, выносливость, координацию движений. Не меньше пользы для владения своим телом принесут и разные виды гимнастических упражнений, делающие человека гибким, ловким, подвижным.



    Какую же спортивную секцию выбрать ребенку и когда следует начинать занятия?

    Дети приходят в спортивные школы и секции по-разному. Иногда сами, вместе с одноклассниками, по рекомендации учителя физкультуры. Но лучше всего, чтобы это решение, как и любое другое, принималось на семейном совете после обсуждения всех «за» и «против» и, конечно, учитывая желание и склонности самого ребенка. Доводы «за» будут зависеть от взглядов и возможностей семьи. А вот в числе «против» может оказаться состояние здоровья, поэтому надо посоветоваться с врачами, причем лучше всего обратиться в кабинет лечебной физкультуры или врачебно-физкультурный диспансер. Главное – выбрать тот вид спорта, который не усугубит болезнь, а поможет укрепить организм и избавиться от недуга. 


    Если состояние здоровья ребенка позволяет ему заниматься в любой спортивной секции, следует постараться учесть тип его телосложения, т.е. особенности конституции. И, конечно, возраст, потому что развитие мышц и систем их обеспечения энергией у детей и подростков в разные периоды развития неодинаково. И у разных типов конституции в одном возрасте – тоже.

    Чтобы занятия физкультурой и спортом не казались скучной и неприятной работой, в любом возрасте лучше предлагать и выбирать те виды физической активности, которые лучше получаются, легче удаются и доставляют удовольствие. Это очень важно для выраженных дигестивников и астеников с их особенностями и связанными с ними проблемами. Ведь когда они смогут показать самим себе и другим (неизвестно, что более важно), что в этих упражнениях они если и не впереди всех, то уж точно не хуже других, то станут все чаще заглядывать в спортзал и меньше переживать за свою «неуклюжесть». А это залог здоровья не только физического, но и психического.

    Детям мышечного типа одинаково легко даются почти все виды физических упражнений, им доступны любые виды спорта. Обладая отличной взрывной силой, особенно хорошо эти дети осваивают естественные движения скоростно-силового характера. В легкой атлетике это спринтеры, прыгуны и метатели, это гимнасты, теннисисты, футболисты и другие «игровики», конькобежцы – словом, спортсмены практически любых специализаций.

    Учитывая особенности строения тела и мышц, ребятам астено-торакального телосложения очень рекомендованы упражнения для развития выносливости, при которых у них прогрессируют и другие двигательные качества. Если сравнить влияние разных упражнений на частоту простудных заболеваний, то для худеньких младших школьников лучше делать акцент на скоростно-силовые упражнения – прыжки, метания, упражнения с мячом, подвижные игры. В то же время любимые для них виды спорта – лыжные гонки, велоспорт, плавание, гребля, бег на длинные дистанции.


    Исследования показали, что для укрепления здоровья ребятам дигестивного телосложения больше других подходят упражнения, направленные на преимущественное развитие скоростно-силовых возможностей. Очень неплохой эффект дают и комплексные упражнения. Вероятность спортивных успехов у детей дигестивного телосложения выше всего в единоборствах (популярных сегодня ушу, самбо, дзюдо и других видах борьбы), «тяжелых» видах легкой атлетики (метаниях ядра и диска), некоторых спортивных играх (хоккее, водном поло и др.), а в более старшем возрасте – в тяжелой атлетике, атлетической гимнастике. Для девочек привлекательны занятия художественной гимнастикой, аэробикой – с фитболами, резиновыми лентами-амортизаторами, степ-аэробика. И девушки, и юноши дигестивного телосложения с удовольствием занимаются в тренажерных залах, но чаще не для достижения спортивных результатов, а для оздоровления, формирования красивой фигуры. И, наконец, плавание – одно из жизненно необходимых умений – полезно всем, и если не гнаться за рекордами, то тоже удается всем. Примечательно, что в Древней Греции очень нелестной характеристикой человека была фраза: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Плавание обладает мощным оздоровительным дейст¬вием: улучшает работу сердечно-сосудистой системы, укрепляет мышцы, снимает стрессы и дает отдых нервной системе. И все это происходит при разгрузке суставов, связок, позвоночника. Кстати, обучать малышей плаванию легче, чем школьников, и начинать это полезное дело можно раньше, чем занятия в других спортивных секциях.


    Раньше других можно начинать занятия теми видами спорта, в которых ведущее значение имеют совершенная координация и техника движений. К ним относятся фигурное катание, гимнастика, акробатика, плавание, настольный и большой теннис, прыжки в воду, прыжки на батуте. К видам спорта, требующим силы и выносливости, а также тактического мышления (различные единоборства), следует приступать позднее. Это лыжи, коньки, легкая атлетика, борьба, волейбол и другие спортивные игры. Еще позже следует начинать заниматься теми видами спорта, для достижения успехов в которых нужны физическая зрелость, большая сила и выносливость. В их числе – тяжелая атлетика, велоспорт, гребля, бокс, стрельба.

    Возраст, который наиболее благоприятен для развития двигательных способностей.

    Гибкость можно наиболее успешно развивать у детей 6–7 лет, потому что уже в 8–9 лет подвижность в суставах и амплитуда движений при тренировках возрастают на четверть меньше, а в более старшем возрасте развивать их еще труднее. 

    Лучший период для развития быстроты – 8–11 лет, выносливости – после 11, силы – только после 12–13. Различные координационные способности развивать лучше тоже в разное время: чувство ритма – с 9 до 12 лет, равновесие – в 10–11, скорость реакции – в 8–9, способность к освоению сложных двигательных навыков и дифференцировке движений – в 10–12 лет, а ориентацию в пространстве – после 12 лет. 

    Если тренировки начаты, важно не только оценивать те сдвиги, которые произойдут (не сразу, через несколько недель), необходимо следить, как предложенная нагрузка влияет на организм ребенка, не наносит ли она вреда. Или, напротив, не является ли она слишком щадящей, не приносящей тренировочного эффекта. В начале тренировок могут проявляться утомление, даже некоторое ухудшение функциональных показателей. Где критерии допустимости подобных сдвигов?

    Согласно гигиеническим требованиям для детей младшего и среднего школьного возраста большая нагрузка может применяться в недельном цикле тренировки не более 2–3 раз. С особой осторожностью следует следить за уровнем нагрузки при занятиях с детьми до 10 лет и с подростками 12–14 лет, вступившими в сложный для организма период полового созревания.

    Польза от физических упражнений велика, но только при соблюдении чувства меры. Физические нагрузки – очень мощное средство воздействия на организм, особенно растущий. Если физические нагрузки чрезмерны, они вызывают перетренированность, плохое самочувствие, снижение иммунитета и даже торможение роста. Первые признаки такого состояния – вялость, апатия, ухудшение настроения, нарушение сна, аппетита, может даже снижаться вес тела. Пропадает желание заниматься физическими упражнениями, снижается работоспособность: что недавно получалось легко, становится трудным. Появление даже одного-двух из них должно насторожить родителей и воспитателей, послужить сигналом к снижению нагрузок.
    Если ребенок имеет дигестивное телосложение, то у него скорее всего имеется относительно толстый слой подкожного жира. Он защищает от холода, но он же мешает переносить жару, потому что и летом греет, как шуба. При движениях человека три четверти освобождающейся энергии выделяется в виде тепла. Чем интенсивнее и продолжительнее выполняемая работа, тем сильнее нагреваются мышцы, а протекающая через них кровь разносит тепло по всему телу. Во время интенсивной мышечной работы выделение тепла увеличивается по сравнению с покоем в 5–15 раз. Чтобы хоть немного охладиться, толстяки обильно потеют. Пот испаряется, охлаждает кожу, но даже небольшой сквозняк может стать причиной простуды. Чтобы избежать простудных заболеваний, нужно поддерживать иммунитет и закаляться.
    Надо помнить, что при заболеваниях, в частности простудных, обязательно нужно резко уменьшить или совсем прекратить активные занятия физическими упражнениями, чтобы не вызвать осложнений. Приступать к ним снова можно только по мере выздоровления с разрешения врача. В любом случае начинать занятия после болезни надо с нагрузок небольшой интенсивности. И чем тяжелее и длительнее было заболевание, тем более плавным и постепенным должно быть наращивание нагрузок до предшествовавшего болезни уровня.
    Как бы ни нравились ребенку занятия любимым видом спорта, последнее слово должно оставаться за врачом. Регулярный врачебный контроль за ростом и развитием ребенка обязателен, и только врач может обнаружить возникшие нарушения на начальной стадии, когда с ними легко справиться. Любое запущенное заболевание или отставание в развитии намного труднее лечить, а вызванные им нарушения часто остаются на всю жизнь.

    По материалам статьи профессора-физиолога Валентины ЗАЙЦЕВОЙ

     

    Дополнительная информация

    Ниже представлены адреса и телефоны управлений по физической культуре и спорту‎ в разных районах Москвы, где Вам могут предоставить информацию о всех спортивных секциях вашего округа.


    Префектура ЦАО 107140, г. Москва, ул. Гаврикова, 3/1  (499) 264-94-70‎

    Префектура САО 123007, г. Москва, 3-й Хорошевский пр., 4‎  (495) 754-98-48‎

    Префектура ЮАО 115230, г. Москва, Каширское ш., 8‎   (499) 613-94-76‎

    Префектура ВАО 105264, г. Москва, 7-я Парковая ул., 16‎   (495) 965-25-74

    Префектура ЗАО 121108, г. Москва, ул. Герасима Курина, 44‎   (495) 144-39-22‎

    Префектура ЮВАО 109377, г. Москва, 1-я Новокузьминская ул., 10‎  (495) 371-39-00‎

    Префектура ЮЗАО 117449, г. Москва, Б. Черемушкинская ул., 2‎  (499) 126-68-59‎

    Префектура СВАО 127322, г. Москва, ул. Милашенкова, 14‎  (495) 619-79-51‎

    Префектура СЗАО 123098, г. Москва, Живописная ул., 52‎  (499) 190-49-95‎

     

    Успеваемость школьников и физическая активность

    Здоровый образ жизни студенческой молодежи

    Плавание в физическом воспитании школьников

    Эстафеты на лыжах для детей