Развивающие подвижные игры на свежем воздухе для детей
Снеговик
Место проведения: ровная снежная площадка на школьном дворе, в парке размером не менее 20×50 м с размеченной линией старта; в 15 м от нее – флажки для каждой команды, место для лепки снеговиков.
Инвентарь: метла, колпак или ведро; мелкие цветные предметы для обозначения рта, носа и глаз для каждой команды; свисток и разметочный шнур, флажки для разметки площадок.
Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на команды-тройки за 1–2 дня до урока и приносят с собой предметы, необходимые для лепки. Расстояние между командами – 8–10 м отмечают разделительной чертой. Все предметы кладут у линии старта; их можно переносить только по одному. Команды-тройки выстраиваются у линии старта.
По сигналу команды начинают лепить снеговика и оформлять его, затем вновь выстраиваются у линии старта. Капитан поднимает руку и громко говорит: «Есть!».
Правила игры
1. Снег для снеговика можно брать только на специально отведенной площадке.
2. Использовать предметы для оформления снеговика можно только свои.
3. Нельзя мешать другим учащимся выполнять задание.
4. За каждое нарушение правил команда лишается 0,5 балла.
Подведение итогов. При участии пяти троек команда, первой выполнившая задание, получает 4 очка, второй – 3 очка, третьей – 2 очка, четвертой – 1 очко, пятой – очки не получает.
Судьи-помощники, назначаемые заранее, вместе с учителем оценивают качество лепки снеговика по следующим критериям: красота, устойчивость и величина. Максимальная оценка – 10 баллов.
Методические указания. Команды желательно формировать так: дети сами определяют, что и кому принести в школу для оформления снеговика, не забыв запасные варежки для себя. Число игроков может быть и большим – это зависит от количества играющих и величины площадки.
Снежком по мишеням
Место проведения игры: ровная снежная площадка размером не менее 50×50 м. Если игра проводится на открытой площадке, то яркие мишени – три круга диаметром 0,5 м, 1 м и 1,5 м устанавливают на специальной подставке. Если площадка размещается у стены или у прочного забора, то мишени можно нарисовать на заборе или стене.
Инвентарь: снежки, которые необходимо подготовить заранее; по 2 мишени для каждой команды.
Содержание и ход игры. На площадке устанавливают мишени по количеству команд. Расстояние между линией броска и мишенью – 5 м и более в зависимости от возраста и уровня подготовленности учащихся.
Класс делится на команды с равным числом игроков в каждой. Производится расчет по порядку. Команды выстраиваются в шеренги у линии броска.
Игроки запасаются снежками и складывают их у линии броска. Каждый игрок выполняет 2 броска подряд. По сигналу первые номера бросают снежок в цель и встают в конец шеренги. Затем бросок выполняют вторые номера, и т.д. За попадание в центр мишени игрок получает 3 очка, в средний круг – 2 очка, во внешний – 1 очко. За попадание в поле мишени очки не присуждаются. Затем подводят промежуточные итоги, пополняют запас снежков, и игра повторяется.
Правила игры
1. Броски можно выполнять только с линии старта. Игроку, заступившему за линию, попадание не засчитывается.
2. Броски можно выполнять только после сигнала. За нарушение начисляется 1 штрафное очко.
3. Если игроку помешали, то он имеет право повторить бросок.
Подведение итогов. Побеждает команда, набравшая больше очков за равное число попыток и меньше штрафных очков. Здесь отмечаются и личные результаты.
Методические указания. Если игра проводится не в первый раз, учителю нужно взять с собой на занятие результаты прошлого урока и, подводя итоги, отметить личный успех каждого учащегося, а если результаты стали хуже, то обязательно выяснить причину.
В эту игру хорошо играть, когда снег липкий. В каждой команде должно быть не более 3–4 игроков, чтобы дети не мерзли и выполнили как можно больше метаний снежком. Для этого необходимо иметь несколько мишеней, даже если они будут с различным рисунком. В этом случае после каждого подведения итогов команды меняются местами.
Вариантов выполнения бросков может быть много: поочередно правой и левой рукой, с места и с разбега и др.
При проведении состязаний на личное первенство можно переформировать команды: например, в первой – игроки, сделавшие больше удачных попаданий в цель, во второй – набравшие по 4–5 очков и т.д. Для первой и второй команд расстояние от линии старта до мишени увеличивается на 1 м. То есть в зависимости от подготовленности класса игру можно проводить на нескольких уроках, постепенно увеличивая сложность задания.
Снежком по мячу
Место проведения: ровная снежная площадка размером не менее 50×50 м, разделенная на несколько маленьких площадок размером 10×10 м по количеству команд.
Инвентарь: старый набивной мяч; можно изготовить его специально для зимних игр, сделав чехол из водостойкой ткани, или слепить ком снега и облить его водой, чтобы получилась крепкая ледяная мишень. Снежки заготавливает каждый для себя сам. Их количество оговаривается в зависимости от правил игры.
Содержание и ход игры. Учащиеся делятся на команды по 3–6 человек в каждой. Порядок расположения вокруг площадки для выполнения броска зависит от условий и количества играющих. Игроки одной команды могут располагаться по одну или по обе стороны площадки, у каждого по 3 снежка. В центре площадки – набивной мяч. По сигналу игроки выполняют броски одновременно, если в команде 3 человека; если 6 человек, то следует броски выполняются поочередно командами-тройками. При наличии достаточного количества судей можно организовать поочередные броски в командах.
Правила игры
1. Если игрок заступил за линию броска, то попадание не засчитывается.
2. Если игрок выполнил бросок до сигнала судьи, то попадание не засчитывается.
3. Если на одной стороне площадки 4–5 человек, то крайним игрокам разрешается сделать шаг вперед за линию броска.
Подведение итогов. Побеждает команда, сделавшая больше попаданий с наименьшим количеством ошибок.
Методические указания. Для поддержания интереса учащихся броски по мячу можно выполнять стоя за кругом диаметром 10 м. В этом случае у всех будут равные условия.
Выполнять броски в горизонтальную цель можно по-разному: например, изменить правила, метод подведения итогов и т.п.
Если действуют несколько судей, то можно в течение игры заменять их игроками или командой в целом. В этом случае игру можно проводить несколько раз, чтобы все игроки, включая судей, могли сделать одинаковое количество бросков.
По материалам статьи Л.Смирновой в газете Спорт в школе от 01 декабря 2009 года