19 ноября 2017
карта сайта

Блоги пользователей сайта СПОРТ В ТВОЕМ ДВОРЕ


Здесь Вы найдете информацию, которую добавляют на сайт СПОРТ В ТВОЕМ ДВОРЕ наши блогеры - авторы персональных сетевых журналов (блогов). Статьи появляются на этой странице в хронологическом порядке (последняя из добавленных записей находится в самом верху). Вы можете почитать все статьи каждого блогера в отдельности, выбрав в меню слева (большой зеленый столбец) имя конкретного автора.
Любой посетитель нашего сайта может завести здесь свой блог. Сообщите нам о своем желании стать автором блога - и Вы получите возможность делиться своими впечатлениями, наблюдениями и опытом с широкой аудиторией любителей спорта и поклонников здорового образа жизни.

avatar

Статьи на разные темы

Доклад на тему: День космонавтики

Доклад на тему: Отечественная космонавтика: вчера, сегодня, завтра

"Стать ногой на почву астероида, поднять рукой камень с Луны, устроить движущиеся станции в эфирном пространстве, образовать живые кольца вокруг Земли, Луны, Солнца, наблюдать Марс на расстоянии нескольких десятков верст, спуститься на его спутники или даже на саму его поверхность, что, по-видимому, может быть сумасбродней! Однако только с момента применения реактивных приборов начнется новая, великая эра в астрономии – эпоха более пристального изучения неба." (К.Э. Циолковский)

«Ракета в космическое пространство»
Космонавтика – это сфера человеческой деятельности, направленная на создание ракетно-космической техники, на осуществление полетов в космическом пространстве, на изучение и освоение этого пространства и находящихся в нем небесных тел в интересах человечества.
Идея полетов в окружающем Землю пространстве жила в человеческом сознании со времен мифологической древности. Самые известные мифы – мотивы космических путешествий в «Рамаяне»» и «Бхагавате» (Индия, XV в. до н. э), древнегреческий миф о Дедале и Икаре, легенды об Александре Македонском. Много веков интерес к будущей космонавтике поддерживала художественная литература. Достаточно вспомнить такие имена, как Лукиан Самосатский (II в.), Фирдоуси (X в.), Сирано де-Бержерак (XVII в.), Ф. Вольтер (XVIII в.), Э. По и Ж. Верн (XIX в.), Г. Уэллс, А. Н. Толстой и Э. Берроуз (первая половина ХХ в.).

История
Предпосылки для возникновения космонавтики как науки стали формироваться вместе с возникновением науки нового времени, с появлением классической механики. Знаковое событие произошло в 1731 г. – вышло посмертное издание книги И. Ньютона «Система мира», в которой сформулировано было, по существу, понятие искусственного спутника Земли и найдено значение скорости, которую мы теперь называем первой космической скоростью. В 1736 г. Д. Бернулли развил теорию реактивного действия водяной струи. Но прошло еще полтора века, потребовались возникновение термодинамики и развитие теплотехники, ряд попыток применения пороховых ракет в военном деле (У. Конгрев, К. И. Константинов, А. Ф. Засядько), чтобы идея полета в космос стала оформляться как реальная научно-техническая задача.
Первым стал на этот путь К. Э. Циолковский. Константина Эдуардовича Циолковского по праву можно и нужно считать основоположником теоретической космонавтики не только из соображений формального приоритета, но и потому, что никто до него не подошел к проблеме так всесторонне – от теоретического развития принципа реактивного движения до разработки социальных и философских вопросов освоения космоса. Затем рядом с ним встала целая плеяда энтузиастов, преимущественно инженеров, те, кого мы называем теперь пионерами космонавтики. Это Ф. А. Цандер, Ю. В. Кондратюк, А. А. Штернфельд (Россия – СССР), Г. Оберт, В. Гоман, М. Валье (Германия), Р. Эсно-Пельтри (Франция), Р. Годдард (США). Нужно вспомнить и таких предтеч научной космонавтики, как Н. И. Кибальчич в России и Г. Гансвинд в Германии. Важную роль в развитии теории реактивного движения сыграли труды основоположника механики тел переменной массы И. В. Мещерского, а также ряд работ Н. Е. Жуковского.
В 20-е – начале 30-годов ХХ в. идеи космонавтики стали распространяться все шире. Это привело к появлению в ряде стран общественных организаций, ставивших своей целью дальнейшую разработку и пропаганду этих идей. Это были секция межпланетных сообщений Осоавиахима в СССР (1924 г.), Немецкое общество межпланетных сообщений, (1927 г.), Американское ракетное общество (1930 г.), Британское межпланетное общество (1933 г.). Более широко стала выходить литература по вопросам космонавтики. Так, в СССР в 1928–1932 гг. был опубликован энциклопедический труд проф. Н. А. Рынина «Межпланетные сообщения» в девяти выпусках. Стали возникать и первые организации по проведению опытно-конструкторских работ в области ракетной техники. 16 марта 1926 г. Р. Годдард (США) произвел успешный запуск ракеты с жидкостно-реактивным двигателем. В СССР разработкой пороховых ракет, начиная еще с 1921 г., занималась Газодинамическая лаборатория (ГДЛ) в Ленинграде (Н. И. Тихомиров, Г. Э. Лангемак, Б. С. Петропавловский). Московской Группой по изучению реактивного движения (МосГИРД, С. П. Королев, М. К. Тихонравов, Ф. А. Цандер) 17 августа 1933 г. была запущена первая советская ракета ГИРД-09 на гибридном топливе и 25 ноября 1933 г. ракета ГИРД-Х на жидком топливе.
В 1930-х годах в условиях приближения новой мировой войны на государственном уровне стала осознаваться перспективность использования ракетной техники в военных целях. В СССР в 1933 г. был создан на базе ГДЛ и ГИРДа Реактивный научно-исследовательский институт (РНИИ), в котором были созданы пороховые стартовые ускорители для самолетов и реактивные минометы – знаменитые «Катюши». В РНИИ были заложены основы последующего развития советской ракетной техники для авиации и космонавтики, несмотря на то, что, к сожалению, в обстановке второй половины 1930-х годов необоснованные репрессии не обошли стороной и РНИИ.
В Германии в 1937 г. в Пенемюнде было создано военное предприятие и полигон для разработки и испытаний боевых баллистических ракет. Во время Второй мировой войны немцы обстреливали Англию созданными там ракетами V-2. Ознакомление с материалами ракетного центра в Пенемюнде оказалось полезным на первом этапе послевоенных работ по развитию ракетной техники в СССР. Но несравненно больше получили США, которые вывезли оттуда в 1945 г. техническое оборудование и группу немецких специалистов во главе с главным конструктором V-2 В. фон Брауном. Талантливый инженер, Вернер фон Браун сыграл впоследствии большую роль в осуществлении целого ряда космических программ в США, включая проект полета на Луну «Аполлон».
Во второй половине 1940-х годов в СССР и США развернулись работы по созданию высотных ракет, с помощью которых был выполнен ряд геофизических и биологических экспериментов. Проводились работы по созданию ракет военного назначения. В августе 1957 г. было проведено успешное испытание советской двухступенчатой межконтинентальной баллистической ракеты. Создание этой ракеты позволяло поставить задачу запуска искусственного спутника Земли.

Современность
И вот наступило 4 октября 1957 г. Запущенный в СССР первый в мире ИСЗ ознаменовал вступление человечества в космическую эру его истории.
Запуск первого спутника стал итогом огромного труда больших коллективов ученых, инженеров и рабочих. Это стало возможным благодаря воле, инженерному и организаторскому таланту основоположника практической космонавтики Сергея Павловича Королева. Двигатели для ракеты-носителя первого ИСЗ были созданы под руководством выдающегося конструктора Валентина Петровича Глушко. В дальнейшем в развитие советской ракетно-космической техники, советской космонавтики внесли большой вклад коллективы, возглавляемые М. К. Янгелем, В. И. Челомеем, А. И. Исаевым, С. А. Косбергом (ракеты и ракетные двигатели), Н. А. Пилюгиным (системы управления ракетно-космическими комплексами), В. П. Барминым (наземное оборудование), Г. Н. Бабакиным (космические аппараты). Исключительно большую роль в осуществлении советских космических программ сыграл выдающийся ученый и организатор науки Мстислав Всеволодович Келдыш.
В 1960–1970-е годы определились основные направления в развитии космической техники и космических исследований. Это прежде всего создание и запуски автоматических ИСЗ различного научно-исследовательского и прикладного назначения.
Возникли спутниковая геодезия и гравиметрия. Появилась возможность не только существенно уточнить и детализировать данные о фигуре и гравитационном поле Земли, но и перейти к изучению их вариаций во времени, в частности экспериментально решить вопрос о дрейфе земных континентов. Возникло новое научное направление – геодинамика.
Исследования с помощью ИСЗ существенно обогатили наши знания о верхней атмосфере Земли – о ее ионосфере, термосфере и экзосфере, о земной магнитосфере и их взаимодействии с межпланетной средой и солнечным ветром.
Получила свое развитие спутниковая метеорология. Возможность оперативно получать информацию об облачном покрове, температуре подстилающей поверхности, получать вертикальные разрезы температуры и влажности в атмосфере на больших площадях позволили ощутимо повысить надежность прогнозов погоды, особенно долгосрочных, со всеми вытекающими последствиями для сельского хозяйства, транспорта и других сфер жизни людей.
Спутниковый мониторинг поверхности суши, океана и атмосферы для оценки экологической ситуации в разных регионах Земли и в интересах различных областей народного хозяйства (геология, сельское и рыбное хозяйство и т. п.) не только открыл принципиально новые возможности для совершенствования этих жизненно важных сфер человеческой деятельности, но способствовал постановке вопроса об экономической эффективности космонавтики. Так, экспертные оценки показывают, что только полноценное использование космической информации в сельском хозяйстве в масштабе всей Земли позволило бы окупить все расходы на мировую космонавтику. Хотя проблема здесь в том, чтобы сельское хозяйство всей Земли было организационно и технически способно эффективно воспринять и использовать эту информацию.
Важное экономическое и социальное значение имело создание спутниковых навигационных систем для авиации и морского судоходства. Они позволили сэкономить огромные (до 1 млрд долларов в год) средства и спасти немало человеческих жизней. В последнее время на их основе созданы новые поисковые системы, такие как ГЛОНАСС и NAVSTAR (GPS).
Исключительно большое влияние на всю жизнь человечества сыграло возникновение и развитие спутниковых систем связи, в частности их выход на геостационарные орбиты. Появление спутникового радио- и телевещания, спутниковой телефонии привело к формированию единого мирового информационного пространства. Дальнейшими шагами в этом направлении стало развитие электронной почты и мировой информационной сети Интернет. Появились принципиально новые информационные возможности в политике, экономике и науке, в развитии образования и культуры.
Важным направлением космических исследований стало проведение биологических экспериментов и экспериментов по материаловедению и разработке новых технологий производства материалов для радиоэлектроники и медицины с использованием специфических условий космического полета, прежде всего невесомости.
В последние десятилетия создаются новые прикладные спутниковые системы с большими сроками их эксплуатации, большей надежностью, большими пространственным разрешением и большими информационными возможностями. Сегодня в создании ИСЗ, постановке экспериментов на них и использовании результатов работы ИСЗ принимают участие десятки стран мира. Расширяется так называемый космический клуб – группа стран, имеющих собственные средства выведения объектов в космос. Кроме США и России это, прежде всего, Япония, Китай и объединенная Европа (Европейское космическое агентство – ЕКА). Но как ни велики возможности автоматических спутниковых систем (а эти возможности продолжают возрастать вместе с совершенствованием их элементной базы и их «интеллектуального» потенциала) подлинное освоение космоса невозможно без выхода в космическое пространство самого познающего субъекта – человека. Поэтому день 12 апреля 1961 г., имя первого космонавта Земли Юрия Алексеевича Гагарина и название космического корабля (КК) «Восток» навсегда войдут в историю мировой цивилизации. Затем последовали суточный полет Г. С. Титова, групповые полеты А. Г. Николаева и П. Р. Поповича, В. Ф. Быковского и первой женщины-космонавта В. В. Терешковой. 18 марта 1965 г. советский космонавт А. А. Леонов впервые вышел из космического корабля «Восход-2» в открытый космос. Затем начались полеты на космических кораблях «Союз», которые в модифицированном виде до сих пор служат мировой космонавтике. После выполнения в мае и июле 1961 г. суборбитальных полетов 20 февраля 1962 г. состоялся полет первого американского космонавта Дж. Гленна на КК «Меркурий» Затем последовали полеты американских космонавтов на КК серий «Меркурий и «Джемини».
Большим достижением пилотируемой космонавтики стали создание и многочисленные запуски многоразовых транспортных космических кораблей (МТКК) по программе «Спейс шатлл» (США). Неоценимый вклад в ее развитие был внесен отечественной космонавтикой в ходе длительных космических полетов на орбитальных космических станциях (ОКС) «Салют» и «Мир». Были определены оптимальные сроки пребывания человека в условиях космического полета (примерно полгода), разработаны методы поддержания его здоровья и работоспособности в условиях космоса. Наибольшая продолжительность космического полета человека составляет сейчас 437 суток (советский врач-космонавт Ю. В. Поляков). Этот опыт длительных космических полетов был успешно использован в ходе создания и эксплуатации орбитальной станции нового поколения МКС. В космосе уже побывало более четырехсот человек – представители около трех десятков стран. Китай стал третьей страной в мире (после СССР – России и США), способной самостоятельно осуществлять полеты человека в космос. Хотя недальновидная политика в области космонавтики в период горбачевской перестройки привела к тому, что ракета-носитель «Энергия» и МТКК «Буран» оказались невостребованными, сейчас в России разрабатывается МТКК нового поколения «Клипер». В Европе реализуется аналогичный проект» «Гермес».
Новое большое дело обычно не обходится без риска, без неудач и жертв. К космонавтике это относится в полной мере, ибо в испытаниях на Земле невозможно воссоздать весь комплекс условий космического полета. Нередко имеют место аварии на различных стадиях такого полета, особенно при запуске и посадке КА. При этом иногда гибнут люди. Еще в 1933 г. погиб при испытаниях автомобиля с ракетным двигателем немецкий инженер М. Валье. В 1967 г. при завершении первого испытательного полета КК «Союз» погиб летчик-космонавт СССР В. М. Комаров. В этом же году при попытке первого запуска по программе «Аполлон» погибли при пожаре в кислородной атмосфере КК «Аполлон» американские космонавты В. Гриссом, Э. Уайт и Р. Чаффи. В 1971 г. из-за разгерметизации спускаемого аппарата погибли после завершения первой экспедиции на первой ОКС «Салют» космонавты Г. Т. Добровольский, В. Н. Волков и В. И. Пацаев. Гибелью экипажей закончились два запуска МТКК «Спейс шатлл» – в 1987 г. КК «Челленджер» при его старте и в 2003 г. КК «Колумбии» при посадке. Но эти жертвы не были напрасными. Это заставляло находить новые, более безопасные технические решения, повышающие надежность пилотируемой космонавтики.
Уже первые годы развития космонавтики показали необходимость правового регулирования космической деятельности. Основополагающим документом космического права стал «Договор о принципах деятельности государств по исследованию и использованию космического пространства, включая Луну и другие небесные тела», подписанный в 1967 г. Он устанавливает, что исследование и использование космического пространства и небесных тел осуществляются на благо и в интересах всех стран, независимо от степени их экономического и научного развития, и являются достоянием всего человечества. Провозглашен принцип экстерриториальности космического пространства, Луны и других небесных тел. Запрещено размещение в космосе ядерного оружия и других средств массового поражения, утверждается полная демилитаризация Луны и других небесных тел. Однако в полной мере проблема демилитаризации космического пространства в правовом отношении еще не решена. И предотвращение гонки вооружений в космосе является важной политической задачей, стоящей перед человечеством. Нужно отметить, что многие задачи космонавтики по самой свое сути требуют сотрудничества различных стран, прежде всего высокоразвитых. Поэтому развитие космонавтики является важным фактором, способствующим международному сотрудничеству и укреплению положительных тенденций в мировой политике (достаточно вспомнить полет КК «Союз» – «Аполлон» в 1975 г.). Хотя в то же время попытки военного использования космоса несут угрозу международному миру.

Будущее
Космонавтика вносит и в будущем сможет вносить еще больший вклад в решение различных проблем, встающих перед человечеством. Уже упоминалось о ее вкладе в решение экологической и продовольственной проблем. Остановимся на путях решения еще одной, в перспективе важнейшей, проблемы – энергетической. Сейчас разрыв в выработке энергии на душу населения в развитых и развивающихся странах составляет десятки раз. Таким образом, увеличение производства энергии по крайней мере на один–два порядка по сравнению с нынешним – это задача, которую человечеству неизбежно нужно будет решать. И для этого есть лишь два реальных пути – управляемый термоядерный синтез и создание орбитальной солнечной энергетики. Но если будет решена проблема передачи энергии с орбиты на Землю (по-видимому, в микроволновом диапазоне), то рациональной окажется идея размещения на околоземных орбитах и установок термоядерной энергетики, что целесообразно с точки зрения безопасности, позволит практически снять проблему постоянной ориентации панелей космических гелиоэлектростанций на Солнце и даст возможность использовать при создании термоядерных реакторов вакуум космического пространства.
Есть еще и такое любопытное обстоятельство. В протон-протонном цикле, лежащем в основе термоядерной энергетики, основные предварительные затраты энергии приходятся на первые реакции этого цикла (образованиие дейтерия, трития и ядер гелия-три). А полезный ее выход приходится на реакцию образования устойчивого ядра гелия-четыре (и двух протонов) из двух ядер гелия-три. Поэтому производство термоядерной энергии существенно упростилось, если бы в качестве исходного вещества можно было бы использовать не протоны, а ядра гелия-три. Такие ядра в относительно небольшом, но достаточном количестве содержатся в солнечном ветре. Они исчезают, сталкиваясь с частицами атмосферы Земли, но могут накапливаться в лунном реголите. И оценки показывают, что добыча гелия-три на Луне и доставка его на Землю, а тем более на околоземную орбиту, может оказаться делом реальным и экономически оправданным. Конечно, если это и произойдет, то не в ближайшие годы, но, возможно, в ближайшие десятилетия. И тогда лунный реголит из просто важного объекта научных исследований превратится в важнейшее стратегическое сырье со всеми вытекающими отсюда последствиями.
В связи со сказанным обратим внимание на то, что в НИИ астрономии Харьковского университета наряду со многими другими картами лунной поверхности создана и карта распределения гелия-три в лунном реголите.
Наконец, есть еще одно обстоятельство фундаментального характера. В силу второго начала термодинамики вся производимая и используемая человеком энергия превращается в конечном счете в тепло. Уже сейчас тепловое загрязнение начинает ощущаться в наиболее развитых промышленных регионах мира. Общее производство энергии в мире уже стало не пренебрежимо мало (порядка десятитысячной) по сравнению с энергией, получаемой Землей от Солнца. По мере того, как это соотношение будет возрастать, будут происходить все большие изменения в процессах, происходящих во внешних оболочках Земли – ее атмосфере, гидросфере и биосфере. Сначала эти изменения в региональных масштабах не обязательно будут неблагоприятными, но, нарастая, раньше или позже приведут к глобальной экологической катастрофе. Единственный путь избежать ее – это вынос основной части производства энергии в околоземное космическое пространство. И не только производства энергии, но и ее потребления, то-есть вынос в космос и энергоемких производств. Оценка времени, через которое это станет необходимым, весьма чувствительна к точному значению относительного годового прироста производства энергии. Но это потребует существенного увеличения грузопотока на околоземные орбиты и качественно нового, более высокого уровня развития ракетно-космической техники. И решая сегодняшние задачи, стоящие перед космонавтикой, нужно думать и о более отдаленных ее задачах и перспективах. Поэтому долг каждого государства, считающего себя цивилизованным, вносить свой посильный вклад в развитие мировой космонавтики.
Космической державой является и Украина. Сделанное в Украине за годы независимости в области космонавтики и космических исследований (создание РН «Днепр» и «Зенит» и спутников «Січ», участие в программе «Морской старт», полет Л. К. Каденюка) могло бы быть предметом гордости для большинства стран мира, но не для Украины. Дело в том, что Украина получила в наследство от СССР огромный научно-технический потенциал в области космонавтики. Были созданы такие космические фирмы мирового класса, как КБ «Южное» и Южный машиностроительный завод в Днепропетровске (ракеты, ракетные двигатели и КА) и НПО «Хартрон» в Харькове (системы управления КА). Их возглавляли выдающиеся ученые и инженеры М. К. Янгель, В. М. Ковтуненко, В. Ф. Уткин, И. Н. Макаров, Н. М. Коноплев, В. Г. Сергеев, Я. Е. Айзенберг. В создании советской ракетно-космической техники и выполнении самых разнообразных космических исследований принимали участие многие промышленные и конструкторские организации, академические и отраслевые институты и вузы Украины. Но, к сожалению, недальновидная (мягко говоря) политика властей предержащих независимой Украины не позволила эффективно использовать все это богатое наследство. По оценкам космический потенциал нашей страны используется ею лишь на 15–20%. В частности, не осуществляются такие интересные проекты в области астрономии, как проекты орбитального телескопа «Юнит» и полярного спутника Луны «Укрселена». Но при этом нельзя не воздать должное людям, которые сделали все то, что сделано в Украине за годы независимости в космической области в условиях того социально-экономического кризиса, который переживает наша страна. К сожалению, нынешняя (2008 г.) социально-политическая обстановка в стране не дает реальных оснований для изменения ситуации в лучшую сторону. Но… надежда умирает последней. И хочется верить, что Украина еще будет осуществлять и свои собственные космические проекты, и эффективно участвовать в развитии мировой космонавтики, прежде всего в тесном сотрудничестве с Россией, и займет свое достойное место в ряду космических держав мира.


ПЕРВЫЕ РАКЕТЫ: "ВОСТОК", "ВОСХОД","ЛУНОХОД-1"

Луноход-1
Луноход-1 был первым из двух автоматических аппаратов, изучавших Луну в рамках советской программы «Луноход». Космический корабль, доставивший Луноход-1 на поверхность Луны, назывался Луна-17. Луноход-1 стал первым управляемым колесным роботом, который работал за пределами Земли. Дата начала работы аппарата на Луне - 17 ноября 1970 года. Луноход-2 был запущен спустя три года.
Луноход стал последним аппаратом серии Е, которую разрабатывали в королевском ОКБ-1. Разработка его была начата в 1960 году. Станция Е-8 предназначалась для доставки на Луну подвижного исследовательского аппарата, управляемого с Земли. Самоходный аппарат быстро окрестили луноходом, как он в дальнейшем и назывался. Так как ракета 8К78 могла доставить на Луну максимум 100 кг, а в такую массу лунохода "вписать" было тяжело. Поэтому в конце 1960 года было решено, что станция Е-8 будет запускаться с помощью ракеты серии Н (конкретно - Н-II), разработка которой началась в ОКБ-1 в том же году.
На базе посадочной ступени КТ, созданной для аппарата Е-8, были разработаны еще две модификации:
• - тяжелый искусственный спутник Луны Е-8ЛС, запускавшийся дважды в сентябре 1971 года (Луна-19) и в мае 1974 года (Луна-22);
• - аппарат для доставки на Землю лунного грунта E-8-5, из восьми запусков которого с июня 1969 по февраль 1972 года лишь две выполнили поставленную задачу (Луна-16 и -30). В начале 70-х годов была проведена модификация этого аппарата, получившего Обозначение Е-8-5М. С октября 1974 по август 1976 года было запущено три станции E-S-5, одна из которых (Луна-24) выполнила поставленную задачу.
Станции Е-8-5 и Е-8-5М были полностью разработаны в КБ МЗЛ под руководством Георгия Николаевича Бабакина, но получили старое, "королевское" обозначение.

Восток
Восток — наименование серии советских космических кораблей, предназначенных для полётов по околоземной орбите. Создавались под руководством генерального конструктора ОКБ-1 Сергея Павловича Королёва с 1958 по 1963 год.
Первый пилотируемый «Восток», запуск которого состоялся 12 апреля 1961 года, стал одновременно и первым в мире космическим аппаратом, позволившим осуществить полёт человека в космическое пространство. Сегодня этот день (12 апреля) отмечается в России и во многих других странах мира, как Всемирный день авиации и космонавтики.
Если первый «Восток», пилотируемый Юрием Алексеевичем Гагариным, совершил только 1 оборот вокруг Земли, облетев нашу планету за 108 минут, то полёт корабля «Восток-5» с космонавтом Валерием Фёдоровичем Быковским продолжался уже около 5 суток. За это время корабль и космонавт 81 раз обогнули Землю.
Основными научными задачами, решаемыми на кораблях «Восток», были изучение воздействий условий орбитального полёта на состояние и работоспособность космонавта, отработка конструкции и систем, и проверка основных принципов построения космических кораблей.
Несмотря на завершение основной программы, модификации базовой конструкции «Востоков» продолжали использоваться и дальше, и стали основой разнообразных советских и российских спутников, предназначенных для военной разведки, картографии, изучения земных ресурсов и биологических исследований.


«Восток»
экипаж 1 чел.
масса 4 730 кг
длина 4,4 м(без антенн); 7,35 м — с последней ступенью
максимальный диаметр 2,43 м
обитаемый объём м?
длительность полёта 5 суток
ракета-носитель «Р-7»
запуски 12 (6 пилотируемых)
места запуска космодром «Байконур»
первый запуск 15 мая 1960 (12 апреля 1961 — пилотируемый)
последний запуск 16 июня 1963
успешных запусков 10
неудачных запусков 2 (0 пилотируемых)

Восход
«Восход» — серия многоместных космических кораблей для полётов по околоземной орбите. По программе «Восход» решались задачи отработки взаимодействия членов экипажа в полёте, изучалась возможность работы человека в открытом космосе, проводились научные и медико-биологические исследования и технические эксперименты. Основные достижения полученные по программе «Восход» — первый полёт более чем одного космонавта на борту, первый полёт космонавтов без скафандра, первый выход в открытый космос.
Корабль фактически повторял корабли серии «Восток» и состоял из сферического спускаемого аппарата диаметром 2,3 метра, в котором размещались космонавты и инструменты и конического приборного отсека (массой 2,27 т., длиной 2,25 м и шириной 2,43 м.) в котором находились топливные баки и двигательная установка. Для того, чтобы разместить в том же самом объёме не одного, а сразу трёх космонавтов, разработчики отказались от катапультного кресла, применяемого на «Востоках», когда при посадке космонавт покидал корабль ещё в воздухе и приземлялся на парашюте. Кроме того, в корабле «Восход-1» космонавты для экономии места располагались без скафандров. Несмотря на то, что этот полёт был намного опаснее предыдущих, желающих полететь в первом в мире экипаже было более, чем достаточно. Сергею Павловичу Королёву стоило больших трудов утвердить в экипаж конструктора спускаемых аппаратов Константина Феоктистова. По кандидатурам командиров и врачей также было немало разногласий.
На освободившееся место устанавливались два или три обычных кресла. Поскольку теперь экипаж приземлялся в спускаемом аппарате, для обеспечения мягкой посадки корабля помимо парашютной системы был установлен твердотопливный тормозной двигатель, срабатывавший непосредственно перед касанием земли.
Резервный твердотопливный тормозной двигатель для схода с орбиты был установлен в верхней части спускаемого аппарата. Корабли «Восток» имели только один жидкостный тормозной двигатель, однако запасов кислорода хватало для десятидневного полёта, что позволило бы кораблю сойти с орбиты и приземлиться, тормозя трением об атмосферу.
На корабле «Восход-2», предназначенного для выхода в открытый космос, оба космонавта были одеты в скафандры «Беркут». Дополнительно была установлена надуваемая шлюзовая камера, которая сбрасывалась после использования. В сложенном виде она представляла собой цилиндр диаметром 700 мм, высотой 770 мм и весом 250 кг. После раздвижения длина её увеличивалась до 2,5 м, внутренний диаметр до 1 метра и наружный диаметр до 1,2 м.
Космические корабли «Восход» выводились на орбиту ракетой-носителем «Восход», также разработанной на базе РН «Восток».
По программе были совершены следующие полёты:
Космос-47 — 6 октября 1964. Беспилотный испытательный полёт для отработки и тестирования корабля.
Восход-1 — 12 октября 1964. Первый космический полёт более чем с одним человеком на борту. Состав экипажа — конструктор Феоктистов, космонавт Комаров и врач Егоров.
Космос-57 — 22 февраля 1965. Беспилотный испытательный полёт, завершился неудачей.
Восход-2 — 18 марта 1965. Первый выход в открытый космос.
Космос-110 — 22 февраля 1966. Испытательный полёт для проверки работы бортовых систем при длительном орбитальном полёте, на борту были две собаки — Ветерок и Уголёк, полёт продолжался 22 дня.