Специальная быстрота волейболиста
Быстрота как физическое качество спортсмена характеризует одну из сторон моторики человека. Под быстротой понимается способность человека совершать двигательные действия в минимальный для данных условий отрезок времени. При этом предполагается.что выполнение задания длится небольшое время и утомление не наступает.
В волейболе весьма важную роль играет быстрота движений, уровень развития которой во многом определяет эффективность
атакующих и защитных действий волейболистов во время игры.
Специальная быстрота волейболиста — это способность игрока выполнять с требуемой, обычно очень большой, скоростью
технические приемы, способы и отдельные действия.
Формами проявления специальной быстроты в волейболе являются:
способность к быстрому реагированию на мяч, действия партнеров и соперников;
способность к быстрому началу движений;
способность к быстрому выполнению технических приемов и их элементов;
способность к быстроте перемещений.
Быстрота реакции отражает способность игрока понять намерения и действия партнеров и соперников, а также определить
направление полета мяча и реагировать на них соответствующим образом.
К быстроте начала движения можно отнести стартовое ускорение игрока.
Быстрота выполнения технических приемов и элементов характеризуется максимальной скоростью бьющей руки при
выполнении нападающего удара и т.д.
Быстрота перемещения зависит от способности игрока максимально быстро преодолевать отрезки от 3 до 15 м,
а также преодолевать небольшие отрезки с изменением направления.
Специальная быстрота, особенно максимальная, чрезвычайно специфична. При этом следует отметить, что все случаи
проявления быстроты определяются сочетанием предложенных форм, и в практике обычно имеет место комплексное проявление
быстроты.
Известно,что быстрота в различных видах имеет свою специфику. В волейболе она обусловлена тем, что проявление
ее происходит в непрерывно изменяющихся ситуациях, с систематическим чередованием различных сторон быстроты
и их сочетаний при наличии сбивающих факторов — помех. В этих условиях характерными для игровой деятельности являются
реакции с выбором и реакции на движущийся мяч, неоднократные стартовые ускорения для выполнения нападающего удара, блока и
передачи, а также ускорения со сменой направления перемещения при приеме мяча в защите и, наконец, выполнение технических
приемов игры и осуществление тактических комбинаций в максимально быстром темпе.
Многолетняя практика показывает, что воспитание быстроты движений в зрелом возрасте чрезвычайно сложный и малоэффективный процесс. Наиболее благоприятны для этого детские и юношеские годы. Наиболее благоприятные периоды развития быстроты у юных волейболистов - от 10 до 14 лет и от 16 до 18 лет. В период от 14 до 16 лет происходит ухудшение показателей у девочек-волейболисток.
У юных волейболистов (как у девочек, так и у мальчиков) происходит неравномерное развитие скоростных качеств. Отдельные показатели этого физического качества уже в детском возрасте достигают величин, приближающихся к показателям взрослых. Так, скоростные показатели юных волейболистов 14 лет составляют 80% от аналогичных показателей мастеров спорта. Бурные темпы развития быстроты у юных волейболистов объясняются высокой пластичностью их организма, подвижностью нервных процессов, относительной легкостью образования условнорефлекторных связей. Результаты исследований говорят о том, что организм детей и подростков хорошо приспосабливается к скоростным нагрузкам, и поэтому период этот является благоприятным для развития быстроты и скорости.
Важно не упустить эти возможности. Целенаправленный тренировочный процесс позволит в значительной мере уменьшить
возрастные задержки в развитии быстроты на отдельных этапах подготовки юных волейболистов.
Одним из очень важных моментов развития быстроты является воспитание быстроты реакции. Различают простую и сложную реакцию. При воспитании простой реакции наиболее распространенный метод заключается в повторном, возможно более быстром реагировании на внезапно появляющийся сигнал или на изменение окружающей ситуации, например, изменение направления движения по сигналу, выход под мяч (с последующим приемом или передачей), который бросает тренер в разных направлениях и т.д.
Особенности воспитания быстроты сложной реакции можно рассматривать на примере двух сложных реакций:
1) на движущийся объект;
2) реакции выбора.
Первый наиболее типичен для спортивных игр и в том числе для волейбола. Так, например, волейболист во время приема мяча должен увидеть мяч, определить направление и скорость его полета, выбрать план дальнейших действий, начать его осуществлять. Из этих четырех элементов складывается в данном случае скрытый период реакции. Реакция на движущийся объект при внезапном его появлении занимает от 0,25 до 1 с.
Экспериментально показано, что основная доля этого времени приходится на первый элемент — фиксацию движущегося
предмета (мяча) глазами. Таким образом, основное значение имеет умение видеть предмет, перемещающийся с большой
скоростью и следить за ним. Развитию именно этой способности и необходимо уделять особое внимание. Для этого в тренировочном процессе тренеру надо применять упражнения, игры с реакцией на движущийся предмет. В этом случае очень полезны различные игры с маленькими мячами (детскими, теннисными и т.д.). Здесь приобретает большое значение умение предугадывать направление и скорость полета мяча по действию партнеров или соперников во время игры.
Точность ответного действия на движущийся мяч совершенствуется параллельно с развитием быстроты реакции. Волейболистам
следует объяснить, что выполнение ответных действий должно как бы опережать движущийся мяч (выбор места, ответного
действия и т.д.). Реакция выбора связана с выбором нужного (самого рационального в каждом конкретном случае)
двигательного ответа из ряда возможных в соответствии с изменением поведения партнеров и соперников.
Тренерам в своей работе при совершенствовании реакции выбора необходимо менять условия игры и внешние условия
выполнения. Как уже говорилось, наиболее благоприятным периодом воспитания и совершенствования быстроты реакции
являются группы начальной подготовки.
В занятиях с волейболистами до 12 лет быстроту целесообразно воспитывать преимущественно путем использования тренировочных средств, стимулирующих повышение частоты и скорости движений.
С целью воспитания быстроты на начальном этапе подготовки применяется комплексный метод тренировки, включающий
подвижные и спортивные игры, игровые упражнения (эстафеты), а также комплексы специальных подготовительных упражнений,
направленных на воспитание быстроты.
Один из комплексов специальных подготовительных упражнений, способствующих воспитанию быстроты:
бег с высоким подниманием бедра (темп средний или высокий) 2-3 серии по 10-25 раз в одну серию, ускорение из различных стартовых положений на небольшие отрезки (3, 6, 9 м), «челночный бег» 4-6 раз 2x3, 2x6, 2x9, бег приставными, скрестными шагами и т.д.
Эффективными средствами воспитания быстроты на данном этапе спортивной подготовки являются подвижные и спортивные
игры по упрощенным правилам. Дети этого возраста отличаются особой увлеченностью подвижными играми, содержание и форма которых при большой вариативности игровых ситуаций наиболее богаты возможностями для развития у играющих быстрых,
расчетливых действий. Упражнения с применением элементов игры становятся более привлекательными для детей, более
эмоциональными и поэтому выполняются с полной мобилизацией двигательных способностей.
В качестве примера можно предложить следующие игры:
«Вызов номеров» — играющие делятся на две команды и выстраиваются или в шеренги лицом в одну сторону на одной
линии, или в колонну по одному. На расстоянии от 3 до 9 м от линии построения играющих чертится финишная линия. Игроки
рассчитываются по порядку номеров в каждой шеренге (колонне) — команде. Тренер вызывает игроков по номерам, чередуя их
по своему усмотрению. Каждый раз прибежавшему первым к финишной линии записывается выигрышное очко. Если играющие
стоят в шеренгах, то можно менять исходное положение — сидя, лежа, стоя спиной к финишной линии и т.д.
«День и ночь» — игра проводится на волейбольной площадке при снятой сетке. От средней линии на расстоянии 1-1,5 м чертятся
две параллельные линии, это место расположения играющих. За лицевой линией площадки находятся «дома». Играющие делятся
на две команды, которые выстраиваются у своих средних линий и поворачиваются лицом к своим «домам». Таким образом, они стоят
спиной друг к другу. Возможны и другие исходные положения (сидя, лежа, одна нога отставлена в сторону и т.д.). Одна команда «день», другая — «ночь». Тренер неожиданно произносит, например, «день». После этого сигнала игроки команды «ночь»убегают в свой «дом», а игроки команды «день» стараются их догнать. Подсчитывается количество осаленных игроков и игра продолжается.
Перед сигналом, чтобы отвлечь внимание играющих, тренер может предложить выполнять различные упражнения и неожиданно
произнести: «день»или «ночь».
«Охотники и утки» — игру можно проводить на одной половине площадки от линии нападения до лицевой линии. Играющие
делятся на две команды — «охотников» и «уток». «Охотники» выстраиваются за боковыми линиями площадки, разделившись пополам, а «утки»произвольно располагаются в середине прямоугольника. У одного из «охотников» волейбольный мяч. По сигналу тренера «охотники», перебрасывая мяч в различных направлениях, не входя в прямоугольник, стараются «подстрелить уток». Подстреленная «утка» выходит из игры. «Утки», бегая и прыгая внутри прямоугольника, увертываются от мяча. Когда все «утки»будут подстрелены, тренер отмечает, в течение какого времени «охотники» «убили» всех «уток». Играющие меняются местами. Игру можно проводить на время, например, по 3 мин. Игроки, находящиеся внутри прямоугольника, могут ловить мяч и иметь в этом случае одно очко в резерве.
В виде изменения можно вместо ловли мяча ввести прием снизу двумя руками и т.д., а также баскетбол, гандбол (по упрощенным правилам) — разрешить игрокам пробежки, двойное ведение и т.д., а можно поставить условие играть вообще без ведения мяча, производя только передачи. Действия игроков в упражнениях, включаемых в игру или эстафету, должны быть близки
к быстроте, проявляемой волейболистами: реакция на движущийся объект (мяч, соперник, партнер), высокая стартовая
скорость, быстрота перемещения в различных направлениях, быстрота мышления и т.д.
Начиная с 15 лет, как показывает анализ литературных источников, повышение скорости происходит в основном за счет увеличения скоростно-силовых возможностей детей.
Можно рекомендовать следующие упражнения:
упражнения скоростно-силового характера (прыжки и прыжковые упражнения на одной и двух ногах без отягощения и с отягощением 10-24 кг в зависимости от возраста, пола и подготовленности юного волейболиста);
упражнения с набивными мячами, метания легких снарядов (гранат, камней и т.д.).
Но это не значит, что не следует выполнять собственно скоростные упражнения на небольшие отрезки, а также скоростные упражнения в затруднительных условиях (бег в гору, бег с отягощением и др.).
В группах спортивного совершенствования принципиального изменения в средствах формирования быстроты не происходит.
Наблюдаются количественные изменения: увеличиваются количество и длина пробегаемых отрезков, растет объем скоростно-
силовых упражнений.
При изучении структуры физического качества быстроты не обнаружена взаимосвязь между временем стартовой реакции и временем, показанным юными волейболистами на отдельных отрезках. В связи с этим развитию реакции следует уделять особое внимание при подготовке юных волейболистов.
Для воспитания быстроты двигательной реакции на действия внезапных раздражителей, характерных для игровых ситуаций
волейбола, необходимо многократно использовать подобные раздражители в учебно-тренировочном процессе. На их появление
игроку предлагается реагировать и выполнять ответное действие с максимальной скоростью (перемещение, перемещение
и выполнение отдельного технического приема или элемента технического приема, выполнение по сигналу определенного
действия, предложенного тренером и т.д.).
Один игрок стоит на расстоянии 1-1,5 м от сетки. Второй с мячом за спиной у первого. Второй бросает мяч в сетку, первый
выполняет выход под мяч и принимает мяч.
Упражнение то же, только игроки стоят у стены на расстоянии 2, 3, 4 м (если есть ребристая стена, то лучше выполнять около
нее). Второй игрок выполняет подачу в стену, а первый принимает мяч после отскока от стены.
Четыре игрока стоят в квадрате. В центре находится один игрок. Один из четырех подает сигнал голосом и выполняет
бросок мяча, передачу или нападающий удар, а игрок, стоящий в центре, должен повернуться, если надо, переместиться и принять
мяч снизу или выполнить передачу. Игроки подают сигнал в произвольном порядке.
При подборе средств воспитания быстроты тренер должен помнить, что специальные упражнения «на быстроту» должны быть
максимально приближены по характеру и структуре к проявлению быстроты в игре.
В практике воспитания быстроты применяются, как правило, следующие методы: повторный, повторно-прогрессирующий,
переменный, игровой и соревновательный.
Существуют определенные методические условия при воспитании быстроты:
1. Техника предлагаемых упражнений должна позволять выполнять игрокам их в максимальном темпе.
2. Они должны быть настолько хорошо освоены юными волейболистами, чтобы во время их выполнения игроки направляли
контроль своего сознания не на коррекцию движения, а на регулирование скорости.
3. Продолжительность выполнения скоростных упражнений должна быть такой, чтобы не наступило утомление (до 10-15 с).
Чтобы выполнить это условие, необходимо предусмотреть: сокращение длительности беговых упражнений, если они не могут
быть выполнены с предельной или околопредельной скоростью;
уменьшение количества повторений, если последующие попытки сопровождаются падением скорости; увеличение интервалов
отдыха настолько, чтобы были созданы объективные предпосылки для повторного выполнения упражнения без снижения скорости.
СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Методические рекомендации