
В переводе с английского языка термин «ментальный» означает умственный. С позиций спортивной психологии, ментальный тренинг спортсмена в любом виде спорта должен начинаться с ментального обучения, т.е. с формирования в его уме тех психомоторных образов и двигательных представлений, которые составляют основу спортивной техники избранного вида спорта.
Чтобы сформировать в психике спортсмена нужные двигательные представления, каждый тренер начинает ментальное обучение юных спортсменов-новичков с показа требуемых в данном виде спорта движений и двигательных действий, т.е. он демонстрирует нужные движения и предлагает их выполнить путем подражания. Освоив начальное движение с ракеткой, тренер предлагает детям закрыть глаза и выполнить то же самое движение в уме, т.е. идеомоторно или ментально. Так начинается двигательное обучение для овладения спортивной техникой - сначала с подражания, затем с заучивания демонстрируемых тренером движений и двигательных действий, затем воспроизводства этих движений в уме. Умственно усвоенное действие превращается в двигательное умение, а по мере его тренировки и автоматизации - в умственный двигательный навык. В дальнейшем, по мере усложнения физических упражнений для овладения спортивной техникой появляется возможность её совершенствова ния методами ментального тренинга.
Если совокупность предстоящих тактико-технических действий спортсменом уже заучена и апробирована в тренировочном процессе, то она запечатлеется в его психомоторной памяти и легко воспроизводится ментально, т.е. в уме. Следовательно, начиная с действий на теннисном корте, ментальный тренинг в подготовке теннисистов может продолжаться и вне корта. Спорт высших достижений постоянно подтверждает необходимость в ментальном тренинге квалифицированных спортсменов. При этом в подготовке квалифицированных теннисистов важно не ограничивать ментальный тренинг только индивидуальными действиями каждого игрока, а использовать упражнения и парного ментального тренинга в воображаемых ситуациях соревнований. Вспомогательными средствами здесь могут выступать подсказки тренера, анализ соревновательных действий на макете, просмотры кино- и видеосюжетов и др. Тренирующий эффект ментального тренинга сначала сохраняется в кратковременной двигательной памяти спортсменов. Его закрепление в долговременной памяти фиксируется посредством психомышечной релаксации в состоянии покоя.
Анализ предсоревновательной подготовки ведущих теннисистов мира, как и опросы спортивных специалистов, показывают, что тренировочная работа, направленная в основном на физическую и тактико-техническую двигательную подготовку игроков, определяет лишь 10% соревновательного успеха, в то время как остальные 90% успеха приходятся на умственные идеомоторные способности, психомоторный интеллект, выдержку и волевые качества личности спортсменов.
Теннисисты международного класса способны к быстрой волевой мобилизации в острые моменты соревнований с равным соперником, чему способствует высокий уровень их ментальной тренированности. Без регулярного ментального тренинга невозможно достичь и длительное время сохранять состояние «спортивной формы», что побуждает теннисистов международного класса к регулярному ментальному тренингу. Они умственно готовятся к каждому ответственному матчу, и эта готовность соревноваться не только на реальном корте, но и на воображаемом корте, т.е. в уме, постоянно находится в поле их внутреннего внимания.
Состояние ментальной готовности соревноваться тренируется, как и состояние физической тренированности. Потребность в ментальном тренинге укрепляется опытом спортивных побед и анализом ошибок, совершенствуется посредством регулярной инвентаризации своих мыслеобразов, планов действий, оценок возможностей соперников и мотивации спортивных достижений.
Медитация и ментальный тренинг могут успешно сочетаться. Для усиления эффектов ментального тренинга многие успешные теннисисты мира ныне применяют приемы восточной медитации. Поэтому ментальный тренинг может осуществляться и в периоды сна спортсмена в соответствии с заранее сформированной установкой на засыпание. Роль спортивного психолога в обучении ментальному тренингу важна, прежде всего, в работе с юными спортсменами. У юных спортсменов часто возникает соблазн подражать спортивным «звездам», копируя в уме их действия. Однако слепое ментальное копирование и заимствование чужого опыта подготовки даже самых известных спортсменов не всегда является гарантией успеха для юных теннисистов в силу их психологической незрелости и некомпетентности. Поэтому для ликвидации этой некомпетентности существует спортивный психолог-консультант или тренер, владеющей методами спортивной психологии и поэтапного обучения технике медитативноментального тренинга.
Тренеру не рекомендуется жестко навязывать спортсмену свою волю и образ действий в таком тонком умственно-эмоциональном процессе, каким являются методы и процедуры ментального тренинга. При этом тренеру очень важно научить теннисистов не только видеть, но, используя своё техническое мастерство в зависимости от действий и противодействий соперника, незримо «чувствовать» игровую ситуацию.
При обучении теннисистов технике ментального тренинга следует учитывать следующие психологические и спортивно-технические особенности игры в теннис, предъявляющие высокие требования к личности спортсменов:
это - сложно-координированный вид спорта с ациклической биомеханической структурой движений спортсменов, требующий развитого образного мышления, высокой подвижности, силы и уравновешенности нервных процессов;
во время игры теннисисту приходится принимать решения в очень короткие промежутки времени, что требует быстроты мышления и точных зрительносенсомоторных реакций для управления ракеткой и передвижениями по игровой площадке;
теннисный матч характеризуется разорванной структурой двигательной деятельности спортсменов - во время матча возникает множество временных перерывов и кратких «стоячих пауз» как при розыгрышах мячей, так и во время переходов;
по ходу игры в большинстве турниров тренерам не разрешается прямая психологическая поддержка игрока, но игрокам разрешается краткий отдых;
на профессиональном уровне спортсменам приходится еженедельно участвовать в турнирах, а значит тратить много времени и энергии на переезды с места на место, что требует удерживать состояние готовности к соревнованиям методами ментального тренинга;
в теннисных матчах нет ограничений по времени, что предъявляет высокие требования к психической устойчивости и физической выносливости игроков, зато есть решающие геймы, по результатам которых определяется победитель;
игра вынуждает игрока постоянно совершенствовать антиципацию - ментальную способность предвидеть траекторию мяча и возможные перемещения про тивника по площадке;
в теннисе сильно востребованы ментальные способности игроков;
успешными в теннисе становятся лишь спортсмены по преимуществу с сангвиническими типом темперамента, с доминирующей мотивацией достижения успеха, с оставленной на второй план защитной мотивацией избегания неудачи;
профессиональный игрок в теннис отличается завидным трудолюбием, он тренируется не менее 4-6 часов в день, строго соблюдает спортивный режим дня и ведет здоровый образ жизни;
поскольку профессиональный теннис является особым видом спортивного труда, в котором его участники получают внушительные денежные гонорары, то для спортивного долголетия теннисиста, выигравшего свой первый приз, важно не зациклиться на деньгах, культивировать в себе «прохладное» отношение к гонорарам за победу в турнирах, относиться к деньгам как к обычному средству жизни, а не как к цели и её смыслу;
многие специалисты в области тенниса указывают, что у них возникают трудности с воплощением теоретических знаний спортивной психологии в конкретные практические упражнения при подготовке юных теннисистов;
многие специалисты считают, что умение теннисиста настраивать себя на игру путем самоубеждения и самовнушения, владение приёмами сознательной психической саморегуляции состояний, реалистичная самооценка и постановка самому себе достижимых целей, умение расслабляться в движении и быстро восстанавливаться после нагрузок, терпеть усталость и сохранять силы до конца матча - эти и другие качества являются наиболее спортивно важными для личности теннисиста.
ВЫВОДЫ
Воспитание в юном теннисисте потребности в умственном самосовершенствовании посредством регулярных занятий ментальным тренингом в избранном виде спорта является одним из важнейших педагогических принципов деятельности современного тренера.
Способность игрока к яркой визуализации своих и прогнозированию тактико-технических действий соперника обеспечивает более высокую соревновательную успешность и долголетие спортивной карьеры игроков международного класса.
Ментальный тренинг теннисистов совершенствует психомоторное мышление и двигательную память спортсмена, развивает способность быстро входить в оп тимальное боевое состояние готовности к соревнованию, удерживать «спортивную форму» на всём протяжении турнира.Использование в ментальном тренинге теннисистов техники идеомоторной и аутогенной тренировки поддерживает высокую самооценку игровых возможностей и уверенность спортсмена в личном успехе, способствует его умственному самосовершенствованию и личностному росту, обеспечивает быстрое восстановление после тренировочных и соревновательных нагрузок.
По материалам статьи Цзин Ань в журнале "Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта" за 03 декабря 2009
Статьи по теме:
Правила игры в теннис
Видео-урок Как научиться играть в теннис
Турниры Большого шлема (Grand Slam tournaments)
Федерация тенниса России
Пляжный теннис