25 июня 2025
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Стратегия развития футбола в Российской Федерации

    Стратегия развития футбола в Российской Федерации, принятая на конференции Российского футбольного союза 17 февраля 2006 года

    1. Введение
    Первые упоминания о футболе, являющейся прародительницей современного футбола, относятся к временам до нашей эры.
    Из древних летописей следует, что в футбол играли и греки, и римляне, и ацтеки, и многие другие. Современный футбол зародился в середине XIX века в Англии.
    Международная федерация футбола – ФИФА главная футбольная организации в мире, основана в 1912 году.
    Россия была принята в ФИФА в 1912 году.
    На сегодняшний день проведено 18 Чемпионатов мира по футболу.
    ФИФА в настоящее время объединяет 207 национальных ассоциаций.
    По количеству активно занимающихся, и по количеству зрителей футбол значительно превосходит все остальные виды спорта. Рейтинги телевизионных трансляций чемпионатов мира, чемпионатов континентов, международных клубных турниров и национальных чемпионатов превышают рейтинги трансляций по другим видам спорта и по своему зрительскому интересу сопоставимы только с Олимпийскими играми.
    Футбол – одна из самых зрелищных, увлекательных и непредсказуемых игр. Ко всему прочему – это один из самых гармоничных и разносторонних видов спорта. Футбол развивает быстроту и силу, ловкость и координацию, гибкость и выносливость. Повышает скорость мышления, учит принимать решения, зачастую в условиях дефицита времени. Футбол охватывает людей разных возрастов и разного физического развития.
    Футбол влияет на развитие личности, объединяет их в коллективе, мотивирует к разносторонним проявлениям лучших общечеловеческих качеств.
    Более того, футбол доступен и с точки зрения инвентарного обеспечения: для игры необходимы двое ворот и один мяч. Неудивительно, что футбол является самой популярной игрой в мире и не имеет сегодня конкурентов.
    В России футбол так же популярен, как и во всем мире и имеет славные и добрые традиции. Наш отечественный футбол за время своего существования (с 1912г.) добился множества побед на международной арене и завоевал всеобщее уважение в мире. К сожалению, за последние два десятилетия в силу разных причин эти лидирующие позиции были утеряны.
    В настоящее время стоит задача вернуть Россию в число лидирующих футбольных держав.
    Предлагаемая Стратегия призвана в дальнейшем вывести российский футбол на принципиально новый уровень организации, популярности, посещаемости и результатов выступлений национальной сборной, повысить престиж России на международном уровне.

    2. Проблемы развития футбола и пути их решения

    Физическая культура и спорт, как и здравоохранение, образование, культура, – важнейшие стратегические ресурсы развития полноценного и здорового общества и отдельного человека, которые не только зависят от социальной системы, но и сами активно воздействуют на различные стороны и сферы общественной жизни – политику, экономику, культуру и другие.
    Вне конкуренции по воздействию на настроение масс, национальное самосознание является футбол, который, практически, во всем мире и в России стал спортом номер один.
    Значимость футбола несомненна и ее трудно переоценить. При этом нужно осознавать, что рейтинги зрительской (а значит и спонсорской) популярности, переменчивы. Футбол находится на самой вершине иерархии современного спорта. Но и другие популярные виды спорта в России и за рубежом не стоят на месте, а динамично развиваются. Во многих странах конкуренцию футболу составляют баскетбол и хоккей, бейсбол и теннис, фигурное катание, лыжный спорт и легкая атлетика.
    И главная задача Российского футбольного союза – снова завоевывать лидирующие позиции футбола в России, а также сделать футбол не просто спортом номер 1, а национальным видом спорта.
    То, что «Футбол – больше чем игра», понятно уже всем. Российский футбол никогда и не был просто игрой команд. Игра становится результатом деятельности огромного числа людей, каждый из которых лучше или хуже, но делает своё дело: отбирает и обучает юных футболистов, строит спортивные базы, управляет футбольными клубами, организует соревнования, реализует права на трансляции матчей и т.д. Футбол стал полноценной сферой деятельности и должен рассматриваться как единство и связь различных по своей сути процессов: производства, воспроизводства, функционирования, развития, управления и использования продуктов деятельности всех тех, кто создаёт футбол.

    Футбол - больше чем игра!
    И в сфере спорта и физической культуры в целом, и в отечественном футболе накопилось, в частности, много нерешенных до настоящего времени проблем.
    В России функционирует система занятий и соревнований по футболу, охватывающая как любительское (массовое), так и профессиональные направления. Проблемы, присущие развитию в целом физической культуры и спорта, характерны и для национального футбола.
    Основными проблемами российского футбола являются:
    низкая эффективность предыдущих целевых программ развития футбола, недостаточная организация их выполнения;
    неудовлетворительное состояние материально-технической базы;
    недостатки в системе подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола;
    несовершенство сложившейся системы соревнований по футболу;
    переизбыток легионеров в профессиональных футбольных клубах Премьер-лиги, препятствующий селекции и росту мастерства молодых российских футболистов;
    ухудшение результатов выступления сборных команд и клубов на международной арене;
    невысокая массовость занятий футболом;
    недофинансирование детско-юношеских спортивных школ;
    низкая заработная плата детских тренеров по футболу;
    недостоверная статистическая информация о степени развития футбола в субъектах Российской Федерации;
    отсутствие современных методических пособий (программы, методические указания по планированию учебно-тренировочной работы и т.п.), по которым должна вестись работа в ДЮСШ;
    несовершенная система соревнований в детско-юношеском футболе России и отсутствие единых форматов соревнований для различных возрастных групп;
    отсутствие системы, а также единых стандартов обязательного и добровольного страхования в сфере футбола на всех уровнях;
    отсутствие системы социальной защиты пострадавших футболистов, отсутствие в этой сфере практики применения действующих в стране нормативно-правовых документов и законов, отсутствие информированности о своих правах, как действующих пострадавших футболистов различной категории, так и закончивших свою профессиональную карьеру;
    несовершенная система оценки качества труда детских тренеров;
    низкий уровень информационного обеспечения для участников и организаторов футбола;
    низкая технология средств и методики тренировочного процесса в детских спортивных школах и клубах,
    отсутствие качественной материальной базы для дворового и школьного футбола.
    отсутствие достаточно прогрессивных социальных явлений и понятий «любовь к футболу», «семейный футбол», «семейный стадион».

    Сборная команда России за последние 15 лет в финальных стадиях чемпионатов мира и Европы ни разу не выходила во второй этап соревнований. Из-за переизбытка легионеров значительно ухудшилась возможность подбора футболистов в национальную сборную команду. Если раньше тренеры и селекционеры сборной команды, просмотрев игры очередного тура чемпионата, могли выбрать из 224 играющих 20 лучших, то теперь они выбирают из 60-70 кандидатов (остальные, в основном, легионеры).
    Недостаточное количество высоко профессиональных тренерско-преподавательских кадров для нелюбительского футбола, низкий уровень обеспеченности стадионами и футбольными полями, неудовлетворительное техническое состояние имеющейся инфраструктуры футбола.
    На подготовке молодых футболистов в определенной степени отражается общая демографическая ситуация в стране.
    Так, по данным Росстата за 2005 год, число занимающихся в 1524 отделениях по футболу спортивных школ составляло 311065 человек, или около 22% от общего количества занимающихся футболом по стране. Количество занимающихся футболом относительно всего населения страны 1%.В этом Россия значительно отстает от Великобритании, Германии, Италии, Норвегии, Чехии, где подобный показатель приближается к 10%. При этом количество человек регулярно занимающихся в организованном футболе составляет в среднем по стране всего 0,39 %.
    В собственности всех спортивных школ России (3230) находится только 362 стадиона (17,3% от общего количества), 671 поле (3,2%) и 8 футбольных манежей (25%), поэтому в их смете расходов значительную часть составляют расходы на аренду спортсооружений. Подобная картина и в спортивных школах по футболу. Катастрофически мало футбольных полей и площадок с искусственными газонами, которые позволяют играть и совершенствовать спортивное мастерство при любых погодных условиях.
    Низкая культура поведения «фанатов» приводит к необоснованным негативным явлениям и снижению посещаемости футбольных матчей нормальными любителями футбола.
    В недостаточной степени отрегулирована система обеспечения общественной безопасности, в результате чего, участились случаи возникновения чрезвычайных ситуаций на стадионах страны во время проведения футбольных матчей.
    Отечественная нормативно-правовая база не содержит четких законодательных положений регулирующих правоотношения, возникающие при проведении футбольных матчей.
    Масштабность проблем, с которыми на современном этапе столкнулся российский футбол, не позволяет их решить усилиями только Российского футбольного союза, без помощи государства. Это задача под силу лишь всей стране в целом.
    На государственном уровне принимались опредёленные меры, направленные на обеспечение оптимальных условий для развития физической культуры и спорта. Однако реализация этих законов не принесла должных результатов.
    Главной причиной отставания в развитии отечественного футбола явился тот факт, что при глобальном изменении политической и социально-экономической системы Российской Федерации система футбола не в полной мере успела перестроиться, в части самофинансирования и эффективного управления. И только за последние 5 лет появились явные предпосылки к развитию.
    Кризисные явления затронули все стороны российского футбола уже в начале 90-х годов, что явилось причиной подготовки в 1994 году Целевой комплексной программы развития футбола в Российской Федерации. Данная программа была ориентирована на преимущественно государственное финансирование футбола, что и предопределило невозможность ее выполнения. В Концепции развития футбола в Российской Федерации, принятой конференцией Российского футбольного союза в декабре 1998 года, была заложена идея объективного самофинансирования футбола как социально-экономического явления.
    Сегодня очевидно, что развитие футбола в Российской Федерации требует комплексного и системного подхода. И первым шагом к этому является разработка Стратегии развития футбола в Российской Федерации.
    Прогресс достижим только в результате объединения усилий на основе следующих принципов:
    приоритетность для государства развития сферы физической культуры и спорта, а также футбола как ее составной части, проведения им соответствующей протекционистской политики;
    эффективность индустрии футбола для вовлечения граждан России в футбольно-спортивную жизнь страны;
    справедливость и доступность занятий футболом для всех слоев населения, вне зависимости от их доходов;
    прямое инвестирование в реальные проекты, в первую очередь проектов, направленных на развитие инфраструктуры для детей, подростков и молодежи.
    Решение проблем развития физической культуры и спорта, в том числе и футбола, в долгосрочной перспективе должно осуществляться в соответствии с Федеральной целевой программой «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации» на 2006-2015 годы». Данная Федеральная целевая программа направлена на развитие массового спорта в образовательных учреждениях и по месту жительства, спорта высших достижений; науки, научно-методического и медико-биологического обеспечения сборных команд, включая антидопинговый контроль; пропаганда здорового образа жизни. Период на 2006-2012 годы стратегическим направлением развития футбола должен стать Национальный инвестиционный проект «Подарим детям стадион».

    3. Определение основных направлений развития футбола в Российской Федерации

    На современном этапе можно выделить следующие направления развития футбола в Российской Федерации:
    1. Совершенствование системы управления футболом в Российской Федерации;
    2. Подъем массовости занятий футболом в Российской Федерации;
    3. Укрепление материально-технической базы футбола в субъектах Российской Федерации;
    4. Поддержка региональных федераций и межрегиональных объединений футбола, общероссийских футбольных ассоциаций;
    5. Упорядочение системы соревнований по футболу, проводимых в Российской федерации;
    6. Развитие профессионального футбола;
    7. Развитие института сборных команд, в том числе совершенствование процесса комплектования и подготовки сборных команд России по футболу;
    8. Систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола, содействие росту социального статуса тренерских кадров;
    9. Повышение качества и эффективности информационного обеспечения, улучшение взаимодействия с электронными и печатными средствами массовой информации;
    10. Совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения российского футбола;
    11.Систематизация добровольного и обязательного страхования
    футболистов и специалистов в сфере футбола;
    12.Повышение социального статуса футбола, реализация
    социальных программ, забота о ветеранах отечественного
    футбола;
    13. Совершенствование системы судейства и инспектирования соревнований;
    14.Активизация международной деятельности.


    3.1. Совершенствование системы управления футболом в Российской Федерации

    Цель: создание условий для эффективного функционирования системы управления российским футболом.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    Совершенствование структуры РФС в соответствии с Уставом и «Стратегией развития футбола 2006-2016гг.»;
    консолидация всего российского футбольного сообщества;
    конструктивное партнерство и сотрудничество Российского футбольного союза и Федерального агентства по физической культуре и спорту;
    приведение Устава Российского футбольного союза в соответствии с требованиями ФИФА и УЕФА;
    повышение роли межрегиональных объединений и региональных федераций футбола в принятии решений и выработке стратегии развития футбола;
    проведение внутренней ревизии материально-технического и кадрового обеспечения всей системы российского футбола с введением в единую информационную базу РФС;
    принятие целевых программа развития и деятельности общероссийских футбольных ассоциаций и организаций, исключение дублирования их функций;
    введение в состав членов РФС всех действующих субъектов российского футбола в соответствии с Российским законодательством и Уставом РФС.

    3.2. Подъем массовости занятий футболом в Российской Федерации

    Цель: увеличение количества занимающихся всеми разновидностями футбола (женский футбол, мини-футбол, пляжный футбол) с 1 процента от общего количества населения в стране в 2005 году до 5 процентов к 2016 году.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    создание положительного образа футбола в обществе через средства массовой информации, выпуск специальных информационно-агитационных, разъяснительных программ на телевидении;
    создание условий для привлечения в массовый футбол внебюджетных инвестиций;
    учреждение профессиональными клубами собственных футбольных школ и специализированных спортивных академий-интернатов;
    обеспечение всесторонней государственной поддержки всего детско-юношеского футбола;
    всесторонняя поддержка и развитие всех разновидностей футбола (женский футбол, мини-футбол, пляжный футбол и др.);
    поддержка футбола ветеранов, пропаганда и популяризация футбола ветеранов как пример здорового образа жизни, создание условий для развития системы соревнований для лиц среднего и старшего возраста;
    развитие массового футбола в системе начального, среднего и высшего профессионального образования, возрождение системы соревнований. Создание и реализация общественно-государственных проектов «Футбол в общеобразовательной школе», «Футбол в средних специальных и высших учебных заведениях», «Футбол по месту жительства», «Мини-футбол в школе», «Дворовый футбол», «Кожаный мяч»;
    создание экспериментальных групп в дошкольных учреждениях, создание условий для занятий футболом, разработка методической литературы, привитие ребенку футбольной культуры с детского сада;
    обеспечение полями разного размера и простейшим тренировочным оборудованием участников этих проектов.
    целевая подготовка инструкторов-тренеров для работы в этих проектах;
    формирование системы организационно-методического контроля и помощи в работе региональных центров, детско-юношеских футбольных школ по подготовке резерва;
    создание системы соревнований в рамках этих проектов и её сочетание с соревнованиями Кубка России;
    обучение и лицензирование тренеров для массового футбола.

     3.3. Укрепление материально-технической базы футбола в субъектах Российской Федерации

    Цель: создание условий для качественной подготовки резерва для футбольных клубов и сборных команд России, обеспечение комплексного решения проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и молодежи путем целенаправленного использования всех возможностей самого популярного вида спорта в России – футбола.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    консолидация совместных усилий государства, РФС, бизнеса в интересах совершенствования инфраструктуры российского футбола;
    реализация Национального инвестиционного проекта «Подарим детям стадион» в 2006-2012 годы в субъектах Российской Федерации;
    создание на базе специализированных ДЮСШ по футболу межрегиональных и региональных центров подготовки футболистов в субъектах Российской Федерации и аккредитация их в РФС;
    создание и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочного центра подготовки юношеских и женских сборных команд России по футболу (город Бронницы Московской области);
    создание и материально-техническое обеспечение учебно-тренировочной базы для сборных команд России по футболу на Черноморском побережье в городе Сочи Краснодарского края;
    строительство стадиона и учебно-тренировочной базы для национальной сборной команды по футболу в Московском регионе;
    оказание методической поддержки футбольным клубам в их планах развития и совершенствования спортивной материально-технической базы для подготовки детско-юношеских команд;
    создание и материально-техническое обеспечение межрегиональных центров подготовки специалистов в сфере футбола;
    создание и реализация программы строительства футбольных полей и мини-площадок с искусственным покрытием для детских футбольных школ, общеобразовательных средних и специальных учебных заведений.

    Основные положения Национального инвестиционного проекта  «ПОДАРИМ ДЕТЯМ СТАДИОН» 2005-2012 годы

    Национальный инвестиционный проект «Подарим детям стадион» утвержден Постановлением Исполкома РФС (протокол №108/4 от 26 апреля 2005 года).

    Целью настоящего проекта является:
    - создание условий для качественной подготовки резерва для футбольных клубов и сборных команд России;
    - обеспечение комплексного решения проблем физического воспитания и оздоровления детей, подростков и молодежи путем целенаправленного использования всех возможностей самого популярного вида спорта в России – футбола.
    Главной задачей проекта является строительство и реконструкция футбольных полей и площадок с искусственным покрытием в субъектах Российской Федерации для детско-юношеских спортивных школ и школ-интернатов по футболу, межрегиональных футбольных центров, футбольных клубов, общеобразовательных учреждений, учреждений начального и среднего профессионального образования.
    Конечные результаты проекта:
    - ввод в эксплуатацию 300-350 новых футбольных полей и площадок с искусственным покрытием;
    - увеличение количества детей и подростков, занимающихся футболом на постоянной основе, с 350 000 до 700 000 человек с обязательной регистрацией их в единой информационно-аналитической системе РФС.
    Участники проекта:
    Российский футбольный союз – учредитель проекта.
    инвесторы проекта – юридические и физические лица, оказывающие финансовую (благотворительную) помощь при строительстве (реконструкции) полей;
    федерации - межрегиональные объединения и региональные федерации футбола;
    органы государственной власти Российской Федерации, субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления;
    получатели – юридические лица, соответствующие требованиям, утвержденным Исполкомом РФС, в собственности или оперативном управлении которых будет находиться поле;
    пользователи – детские футбольные школы, футбольные школы-интернаты, межрегиональные и региональные центры подготовки футболистов, межрегиональные и региональные центры подготовки специалистов в сфере футбола, футбольные школы профессиональных и любительских клубов, общеобразовательные учреждения, ВУЗы, учреждения начального и среднего профессионального образования.

    3.4.Поддержка региональных федераций и межрегиональных объединений футбола, общероссийских футбольных ассоциаций и организаций.

    Цель: поднятие престижа региональных федераций и межрегиональных объединений футбола, общероссийских футбольных организаций, повышение их роли и ответственности в развитии футбола в Российской Федерации.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    оптимизация бюджета РФС в целях обеспечения финансовой состоятельности региональных федераций и межрегиональных объединений футбола, общероссийских футбольных ассоциаций;
    содействие в привлечении внебюджетных источников финансирования;
    разработка регламента финансовых взаимоотношений с профессиональными футбольными клубами;
    оказание помощи в создании домов футбола в регионах .
    оказание финансовой и методической помощи в выпуске региональных печатных изданий;
    организация и проведение курсов-семинаров для административных работников региональных федераций футбола, общероссийских футбольных ассоциаций и организаций;
    создание национального и региональных реестров тренеров и специалистов в сфере футбола;
    информатизация деятельности региональных федераций футбола, общероссийских футбольных ассоциаций и организаций;
    обеспечение участия в реализации программ строительства футбольных полей и площадок с искусственным покрытием;
    поддержка и развитие всех разновидностей футбола (мини-футбол, пляжный футбол, женский футбол и др.), способствующих подъему массовости занятий футболом;
    поддержка и развитие футбола среди инвалидов с целью социальной адаптации и реабилитации лиц с различными физическими и умственными отклонениями.
    Введение системы повышения квалификации и аттестации штатных сотрудников региональных федераций футбола, общероссийских футбольных ассоциаций и организаций.

    3.5. Упорядочение системы соревнований по футболу, проводимых в Российской Федерации

    Цель: оптимизация соревновательной деятельности, совершенствование системы проведения соревнований, обеспечение гарантий зрелищной и качественной игры в футбол, безопасности проведения футбольных матчей на стадионах.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    составление единого календарного плана соревнований по футболу, проводимых под эгидой Российского футбольного союза;
    совершенствование регламента чемпионата и первенства России по футболу среди профессиональных футбольных клубов;
    разработка единого Дисциплинарного кодекса с целью упорядочения системы наказаний футболистов и других официальных лиц - участников матча;
    введение единого всероссийского формата для проведения соревнований футболистов различных возрастов;
    совершенствование системы переходов футболистов из клуба в клуб в соответствии с регламентом ФИФА, а также системы компенсаций за подготовку футболистов;
    обеспечение регистрации футболистов (паспортизация) и проведение заявочной компании на соревнования различных уровней через Единую информационно-аналитическую систему Российского футбольного союза;
    превращение футбольных мероприятий в праздники для всех любителей футбола, повышение их воспитательной роли (в том числе с использованием государственной символики);
    обеспечение безопасности при проведении футбольных мероприятий (разработка требований к организаторам соревнований, нацеленных на усиление мер по обеспечению безопасности как во время, так и после проведения футбольных матчей всех уровней;
    активизация работы по искоренению негативных явлений в футболе (договорные матчи, расистские и националистические проявления, грубость и жестокость на поле и на трибунах, токсикомания, допинг и др.);
    пропаганда принципа «FAIR-PLAY» в футболе;
    упорядочение футбольного фанатского движения на федеральном, региональном и муниципальном уровнях.

    3.6. Развитие профессионального футбола

    Цель: поднятие уровня профессионального футбола, обеспечение его конкурентоспособности на международной арене, создание привлекательного футбольного продукта для зрителей, телевидения, рекламодателей, инвесторов.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    совершенствование структуры и системы отношений профессионального футбола в соответствии с Международным правом и Российским законодательством;
    принятие корпоративных правил, регулирующих отношения с участием субъектов профессионального футбола;
    осуществление комплексных мер и принятие спортивных правил», направленных на сохранение соревновательного баланса;
    принятие мер, направленных на создание условий по подготовке российских спортсменов для профессионального футбола
    организация соревнований с участием субъектов профессионального футбола, направленная на формирование устойчивого интереса потребителей;
    совместная работа с полномочными компетентными органами в области физической культуры и спорту по подготовке и реализации проектов и программ, относящихся к вопросам профессионального спорта и футбола;
    разработка и осуществление необходимых мероприятий, направленных на решение вопросов по организации общественного порядка и общественной безопасности при проведении соревнований и официальных матчей с участием субъектов профессионального спорта и футбола;
    Совершенствование работы с болельщиками футбола с целью приучить их любить футбол, а не только результаты;
    организация научно-методического обеспечения учебно-тренировочной, селекционной и соревновательной деятельности субъектов профессионального футбола;
    достижение побед отечественных футбольных клубов на международной арене;
    улучшение качества телевизионных трансляций;
    строительство футбольных полей и современных стадионов для футбола;
    совершенствование агентской деятельности в российском профессиональном футболе.

    3.7. Развитие института сборных команд, совершенствование процесса комплектования и подготовки сборных команд России по футболу.

    Цель: создание необходимых условий для подготовки сборных команд России по футболу, формирование и подготовка национальной сборной команды на уровне ведущих мировых сборных. Попадание в первую десятку команд согласно рейтингу ФИФА. Обеспечение подготовки сборных команд всех возрастов и успешное выступление их на европейских и мировых первенствах.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    научно-методическое обеспечение сборных команд;
    активизация резервов в организации, экономике, комплектовании тренерского состава и футболистов;
    введение единого всероссийского формата проведения соревнований для футболистов различных возрастов;
    создание собственных учебно-тренировочных центров подготовки сборных команд России по футболу, обеспечение тренировочного процесса подготовки сборных команд к международным соревнованиям современными спортивными технологиями, научными и медицинскими разработками;
    подготовка и утверждение нового положения о сборных командах страны по футболу;
    повышение престижа выступлений игроков за национальную сборную команду России;
    совершенствование системы и обучения юных футболистов в спортивных школах, подготовка их в сборные команды страны;
    строительство новых центров подготовки футболистов (Национальный центр подготовки сборных команд, межрегиональные и региональные центры, оснащенные современным оборудованием для тренировок, восстановления, диагностики и т.п.);
    совершенствование планирования официальных и контрольных соревнований сборных команд и подготовки к ним;
    организация контроля участия сборных команд в соревнованиях в соответствии с современными международными стандартами;
    расширение контактов института юношеских сборных команд России с СДЮШ и всеми футбольными клубами для создания
    положительного имиджа футбола в обществе;
    повышение качества аналитической работы в сборных командах;
    организация конкурса на замещение вакантных должностей тренерского состава сборных команд России по футболу;
    создание селекционной службы РФС;
    создание системы современного непрерывного образования футбольных специалистов на базе Интернет-технологий;
    создание информационной базы и архива РФС;
    изменение системы критериев оценки труда тренеров от их профессиональной квалификации и подготовки воспитанников-футболистов;
    признание государственными организациями при проведении тарификации системы повышения квалификации и лицензирования детских футбольных тренеров на категории «Д»,«С»,«В»,«А».

    3.8. Систематизация подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере футбола, содействие росту социального статуса тренерских кадров.

    Цель: создание единой системы Российского футбольного союза подготовки, повышения квалификации и лицензирования специалистов в сфере футбола.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    аккредитация в РФС всех учебно-образовательных организаций, работающих в сфере футбола;
    организация системы лицензирования работников профессиональных футбольных клубов (тренеров, спортивный директор, руководитель программы развития молодежного футбола, офицеров по безопасности, медицинский персонал);
    организация института инструкторов-преподавателей РФС для центров подготовки специалистов в сфере футбола (обучение и аттестация);
    Решение вопроса о признании тренерских категорий «Д»,«С»,«В»,«А» в системе государственной регистрации оплаты работы в бюджетных ДЮСШ;
    организация системы дистанционного обучения;
    создание, материально-техническое оснащение и организация работы национального центра, межрегиональных и региональных центров подготовки специалистов в сфере футбола в соответствии с требованиями УЕФА;
    организация стажировок для лучших тренеров в ведущих отечественных и зарубежных футбольных школах и клубах;
    создание и совершенствование системы подготовки, повышения квалификации и лицензирования специалистов в сфере футбола:
    привлечение на работу в детско-юношеские спортивные школы бывших профессиональных футболистов;
    учреждение специальных стипендий и премий РФС для детских тренеров и тренеров любительских команд;
    внедрение системы премирования тренеров за подготовку игроков для профессиональных футбольных клубов и различных сборных команд;
    введение за счет средств РФС в каждой региональной федерации футбола ставки старшего тренера-селекционера в сфере детско-юношеского футбола;
    формирование библиотечного фонда РФС;
    создание союза тренеров под эгидой и руководством Российского футбольного союза.

    3.9. Повышение качества и эффективности информационного обеспечения, улучшение взаимодействия с электронными и печатными средствами массовой информации

    Цель: усиление информационного и пропагандистского влияния на подрастающее поколение, воспитание потребности в здоровом образе жизни, к флагу и гимну Российской Федерации.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:
    обеспечение прозрачности и открытости в деятельности РФС;
    повышение статуса РФС путем учреждения своего печатного издания и системного использования сети Интернет;
    дальнейшее развитие Единого информационно-аналитического центра Российского футбольного союза;
    улучшение взаимодействия со средствами массовой информации с целью широкой и качественной информированности населения о всех разновидностях футбола;
    поддержка региональных средств массовой информации путем проведения ежегодных конкурсов и вручения Грантов РФС за лучшее освещение футбола в региональном СМИ;
    проведение целенаправленной работы с фан-клубами болельщиков по созданию цивилизованного образа футбольного болельщика, борьба с правонарушениями на стадионах и за его пределами;
    создание и поддержка объединений болельщиков сборной России по футболу, организация поездок российских болельщиков на международные матчи со сборной России, обеспечение их безопасности, информационного, юридического и страхового сопровождения в России и за рубежом;
    создание музея истории отечественного футбола;
    повышение престижа футбола среди родителей юных футболистов;
    широкая пропаганда социальной значимости футбола посредством размещения наглядной агитации на уличных рекламных зонах городов России;
    усиление пропаганды преимущества футбола перед другими видами двигательной активности населения.

    3.10. Совершенствование научно-методического и медико-биологического обеспечения российского футбола

    Цель: обеспечение сборных команд России, профессиональных футбольных клубов современными зарубежными и отечественными научно-методическими и медико-биологическими разработками.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    консолидация футбольной науки, формирование единого сводного плана научно-исследовательских работ по футболу в России;
    обеспечение выпуска современных учебно-методических пособий;
    формирование комплексной научной группы РФС, организация и взаимодействие с КНГ и научными бригадами профессиональных футбольных клубов;
    разработка современных научно-обоснованных программ подготовки юных футболистов для ДЮСШ;
    разработка и внедрение единой системы анализа и учёта тактико-технических действий и физической активности футболистов и команд в целом;
    создание научно-практических лабораторий футбола;
    создание медико-биологического и восстановительного центра для сборной команды;
    создание единой комплексной системы допинг - контроля для команд всех уровней в период тренировочного процесса и соревнований;
    организация и проведение курса «Здоровье – Наука» с целью информирования специалистов и учащихся детско-юношеских спортивных школ о проблемах допинга, в том числе его применения;
    направление экспертно-аналитических групп на крупные международные футбольные турниры;
    создание научно-методического совета РФС и совершенствование работы кафедр футбола университетов физкультуры и спорта;
    подготовка и реализация перспективного плана изданий книг, методических пособий, учебников по футболу, в том числе на DVD – носителях, учебных видеофильмов и т.п.;
    проведение ежегодных российских, международных и региональных научных и методических конференций
    издание специализированного журнала «Теория и методика футбола».

    3.11. Улучшение качества системы обязательного и добровольного страхования в сфере футбола, социальная защита членов сборных команд, тренеров и судей, ветеранов российского футбола.

    Цель: создание системы добровольного страхования, единого стандарта и распределение ответственности по обязательному страхованию для региональных федераций, РФС, работодателей и специализированных спортивных образовательных учреждений
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    разработка модели единого стандарта добровольного страхования сборных команд всех уровней, в период тренировочного процесса и соревнований;
    определение оптимальных форм и видов добровольного страхования;
    определение перечня (стандарта) достаточных рисков для страховых компаний;
    разработка проекта положения по добровольному страхованию на период отзыва спортсменов на учебно-тренировочные сборы и соревнования в составы сборных команд и разграничение полномочий с работодателями в случае получения травм любой сложности в системе обязательного страхования;
    разработка системы страхования футболистов на период проведения мероприятий в системе РФС;
    создание системы контроля и мониторинга страхования;
    проведение региональных обучающих семинаров по проблемам страхования.

    3.12. Повышение социального статуса футбола, реализация социальных программ, забота о ветеранах отечественного футбола.

    Цель: посредством футбола решение социальных задач, стоящих перед государством, оказание помощи инвалидам, детям из малообеспеченных семей. Забота о ветеранах отечественного футбола. Создание системы социальной защиты для пострадавших в период учебно-тренировочных сборов и соревнований по календарю региональных федераций футбола, РФС, и других организаций в системе РФС, как действующих спортсменов, так и ветеранов.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    выработка приоритетов социальной политики Российского футбольного союза;
    создание действующей системы оказания услуг для различных категорий пострадавших спортсменов, тренеров и судей в период учебно-тренировочных сборов и соревнований;
    разработка проекта положения «О статусе ветерана футбола России»;
    создание системы оказания услуг социальной защиты ветеранам РФС в рамках законов и иных нормативно-правовых актов и утверждения перечня видов социального обеспечения, как пожизненных, так и требующих ежегодного пересмотра;
    поддержка движения SOS – детская деревня, Olympic Special, программ шефской помощи;
    оказание поддержки общественным попечительским фондам и иным организациям, проявляющим заботу о ветеранах отечественного футбола;
    оказание помощи и поддержки организациям, занимающимся проблемами борьбы с употреблением наркотиков среди молодого поколения, реабилитацией и адаптацией инвалидов различных категорий заболеваний, в проведении спортивных мероприятий для детей из малообеспеченных семей, детей–сирот.

    3.13. Совершенствование системы судейства и инспектирование соревнований

    Цель: совершенствование системы управления судейством и инспектированием соревнований.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    создание прозрачной и контролируемой системы управления судейством и инспектирование соревнований в Российском футбольном союзе;
    разработка и утверждение единой системы отбора и подготовки судей, совершенствование системы назначения судей и оценки качества их работы;
    информационное сопровождение работы судейского комитета:
    адаптация Интернет-сайта Коллегии футбольных арбитров РФС к Единой информационной системе РФС;
    выпуск периодического издания газеты Коллегии футбольных арбитров РФС;
    издание учебно-методической литературы и публикация материалов ФИФА и УЕФА по вопросам судейства;
    подготовка материала для видеокассет и DVD–дисках;
    выпуск и распространение общероссийской обучающей программы «Футбол. Правила игры».
    создание программы подготовки и аттестации судей в системе подготовки специалистов в сфере футбола;
    создание при межрегиональных центрах подготовки специалистов отделений подготовки молодых арбитров;
    создание единой базы данных о кадрах в сфере судейства и инспектирования;
    разработка компьютерной программы оценки качества судейства и физической активности во время игр;
    Разработка проекта по подготовке судей-женщин.

    3.14. Активизация международной деятельности

    Цель: сохранение и усиление позиций отечественного футбола на международной арене.
    Для достижения указанной цели необходимо решить следующие задачи:

    разработка программ международного сотрудничества с международными футбольными организациями и национальными футбольными федерациями;
    укрепление партнерских отношений с национальными федерациями и ассоциациями футбола зарубежных стран;
    активизация рабочих контактов по всем аспектам футбольной жизни с ФИФА и УЕФА;
    расширение числа представителей в различных комитетах и комиссиях ФИФА и УЕФА;
    разработка и реализация совместно с ФИФА и УЕФА программ по проведению курсов повышения квалификации тренеров, медицинских работников, менеджеров команд, административных работников региональных федераций;
    организация и проведение совместно с ФИФА программы курса «Комъюнити», предназначенной для укрепления сотрудничества РФС с Правительством Российской Федерации, неправительственными организациями, работающими в пределах страны, другими партнёрами и средствами массовой информации;
    укрепление спортивных связей между федерациями футбола разных стран путем активного участия в различных турнирах, путем проведения в России международного юношеского турнира памяти В.А. Гранаткина и турнира команд чемпионов стран-содружества;
    организация крупнейших официальных международных соревнований в России: чемпионата мира среди девушек до 20-ти лет в 2006 году, финального матча Лиги Чемпионов УЕФА в 2008 году.

    4. Реализация программ Стратегии развития футбола в Российской Федерации на 2006 – 2016 годы.

    Реализация Стратегии будет проходить в три этапа.
    1) Первый этап 2006 – 2010 годы – подготовительный. Должны произойти значительные сдвиги в организационном, кадровом, материально-техническом и научно-методическом обеспечении футбола (определена стратегия инвестирования в футбол и источники финансирования; введены в эксплуатацию национальный, межрегиональные и региональные центры подготовки футболистов; в соответствии с планом завершено оснащение многих ДЮСШ полями, тренировочным оборудованием, программами подготовки футболистов разного возраста, диагностической аппаратурой и т.д.; реализована программа непрерывного образования тренеров и других специалистов футбола).
    2) Второй этап 2010 – 2013 годы – базовый. Эффективная работа в новых условиях всех специалистов футбола (от детских тренеров до тренеров сборных команд, от городских федераций футбола до РФС) должна привести к устойчивому выходу в финальные стадии юношеских первенств Европы команд U-17 и U-19, и попаданию национальной сборной в финальную стадию чемпионата мира. Значительное повышение массовости футбола: до 2,5 процентов от численности населения страны.
    3) Третий этап 2014 – 2016 годы – реализационный. Выход из группы в финальной части чемпионата мира в 2014 году, завоевание призовых мест на чемпионате Европы и Олимпийских играх в 2016 году. Увеличение числа занимающихся футболом до 5 процентов от численности населения России.

    5.Управление реализацией стратегии и средства для достижения целей

    Данная стратегия – определяет направления, перспективы развития и философию футбола в Российской федерации до 2016 года.
    С целью реализации мероприятий стратегии Российский футбольный союз будет последовательно принимать следующие этапы разработки программ развития, в которых будут определяться задачи и пути реализации, сроки и этапы, определятся виды деятельности и объёмы финансирования, на последующих этапах, разрабатываются и утверждаются проекты, определяющие источники финансирования, адреса субъектов развития.
    Для организации оперативного управления и контроля утверждаются планы, описывающие конкретные мероприятия, сроки их реализации, организации и лица, отвечающие за их исполнения.
    Средствами для достижения целей Стратегии являются:
    программы структурно-правовых преобразований,
    программы организационно-технических преобразований,
    программы финансово-экономических преобразований.
    Эти программы разрабатываются для каждого уровня российского футбола. Одна часть программ и входящие в них мероприятия не являются затратными, т.е. на их реализацию не требуется серьезных дополнительных средств для бюджета РФС, а другая часть требует солидных инвестиций.
    В настоящее время в России должен быть выработан особый подход к сохранению и развитию такого социально значимого явления, как футбол. Чтобы добиться хороших результатов и осуществлять должный контроль за проведением преобразований необходимо оперировать шестью уровнями российского футбола. Для каждого уровня должна быть разработана индивидуальная программа, включающая комплекс мер по структурно-правовым, организационно-техническим и финансово-экономическим преобразованиям.

    Уровни российского футбола:
    1. Российский футбольный союз.
    2. Национальная сборная команда (первая).
    3. Сборные команды и футбольные ассоциации (женский футбол, мини-футбол, пляжный футбол).
    4. Профессиональный футбол (РФПЛ, ПФЛ, профессиональные футбольные клубы).
    5. Любительский футбол (любительские футбольные клубы в Региональных федерациях и межрегиональные объединения, массовый футбол).
    6. Детско-юношеский футбол (ДФЛ, клуб «Кожаный мяч», дворовый футбол, футбол в общеобразовательных школах и т.д.).

    5.1. Структурно-правовые преобразования российского футбола

    Под программой структурно-правовых преобразований понимается комплекс мер, направленных на создание оптимальной модели отечественного футбола, включающей определение соответствующих каждому уровню футбола структурных элементов (организации, игроки, тренеры, арбитры, административные работники и т.д.), разработка правовых документов, регламентирующих их деятельность

    Российский Футбольный Союз