16 декабря 2018
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Спортивная психология. Задачи

    Поле деятельности психологической науки в современном спорте разносторонне и многогранно

    На уровне спорта высших достижений психологическое сопровождение представлено, но чаще этот опыт сегодня фрагментарен и не систематичен, что можно объяснить не только нехваткой специалистов в данной области, но и многими другими причинами.
    Пристальное внимание следует обратить психологической науке и практике на участие в организации и функционировании детско-юношеских спортивных школ. Современные спортивные школы представляют собой сложные структурные образования предполагающие применение широкого круга специалистов. Это и тренеры - педагоги, директора, менеджеры, завучи; медицинские работники: врачи - специалисты всех направлений, массажисты; методисты и технический обслуживающий персонал.
    К сожалению, сегодня в штатном расписании спортивной школы отсутствует должность психолога. Отсутствие данной единицы психолога в спортивной школе можно объяснить многими причинами, но необходимость присутствия обосновывается куда более большим количеством причин. Задачи психологического сопровождения детского и юношеского спорта определяются множеством проблем.
    Так, современное становление и развитие спорта предполагает и характеризуется усложнением не только самой деятельности, что мы отчетливо наблюдаем, сравнивая современные достижения и рекорды с рекордами двадцати - тридцатилетней давности и появлением новых видов спорта, но и усложнением как технологического, так и психологического процесса и сопровождения спортивной деятельности. На спортивной арене, мы знаем, сегодня сражаются современные технологии, новейшие достижения в области науки и техники.

    Спорт всегда был, и есть исследовательский и опытный полигон науки, т.к. основной характеристикой его является «сверхпредельность» физических и психических нагрузок в выполнении спортивного действия. В составляющие содержания этих современных спортивных технологий входит непременным компонентом испытаний и баталий человек, и забывать об этом никак нельзя. И это одна из главных причин необходимости нового взгляда на проблему психологического сопровождения спорта всех уровней, а не только «большого». Юный или опытный спортсмен и его тренер одинаково нуждаются в профессиональной постоянной психологической поддержке и помощи.

    Актуальность появления данной позиции в физкультурно-спортивной сфере вызвана тем, что до сих пор, в силу сложившейся традиции в советской науке, спортивная наука использовала психологию в части заимствования отдельных теоретических представлений, методического арсенала и, в связи с этим, клишированием отдельных экспериментальных исследований. Вследствие этого, результаты такого подхода носили лишь познавательный интерес для тренеров, но редко служили руководством к действию в практической деятельности, т.к. не вписывались в медико-педагогическое сознание и мышление тренера.

    Среди этих нерешенных проблем можно выделить следующие:
    психология формирования и управления двигательным действием;
    формирование личности спортсмена;
    проблемы спортивной карьеры;
    жизнь после спорта;
    психология деятельности и личности тренера;
    психология управления спортивным движением;
    проблемы женского спорта и т.д.
    И это не окончательный список проблем, которые вряд ли разрешимы без современных средств культурно-исторической психологии. Механизмами привлечения практической психологии в современный массовый спорт являются профессиональное психологическое просвещение работников физической культуры и спорта через семинары, научные конференции, средства массовой информации, актуализация опыта работы психологов в области спорта, а также подготовка специалистов - спортивных психологов.

    Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:
    Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
    психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
    выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
    определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
    определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
    психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
    Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.
    Все это требует от психологов:
    психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
    определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки, (например, использование систем с "биологической обратной связью");
    разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
    социальной структуры и психологического климата команды;
    разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
    Необходимой категорией является формирование научного и практического представления у чиновников и работников физической культуры и спорта необходимости каждодневного присутствия психолога, как это сегодня есть в общеобразовательной школе, как это представлено в мировом спортивном опыте. На Олимпийские Игры в Афины с командой США приехало более полусотни психологов, в нашей же команде их было - единицы.

    Прикладные проблемы психологии спортивной деятельности заключены в следующем:
    отбор талантов;
    формирование оригинальной техники, соответствующей конституциональным и психологическим особенностям спортсмена;
    максимальное развитие психических качеств, составляющих структуру специальных способностей данного спортсмена и поиск путей компенсации "отстающих звеньев";
    создание условий для оптимальной переносимости высоких психических нагрузок;
    формирование психической готовности к соревнованиям;
    создание предпосылок для саморегуляции психических состояний и самоорганизации психической деятельности.
    Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность:
    Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте).
    Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей в спорте).

    Изучение психологических основ формирования двигательных навыков и качеств (специализированные восприятия, психологические особенности различных видов спорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями).
    Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности).
    Определение основ психологического обеспечения спортивной деятельности (психоспортграммы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция).

    Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии

    Статьи по теме:

    Спортивная психология. Задачи

    Олимпийская хартия

    Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр

    Олимпийские виды спорта

    Волонтеры на Олимпийских играх

    Как выбрать тренера для ребенка?

    Успеваемость школьников и физическая активность

    Здоровый образ жизни студенческой молодежи

    Плавание в физическом воспитании школьников

    Эстафеты на лыжах для детей