Поле деятельности психологической науки в современном спорте разносторонне и многогранно
На уровне спорта высших достижений психологическое сопровождение представлено, но чаще этот опыт сегодня фрагментарен и не систематичен, что можно объяснить не только нехваткой специалистов в данной области, но и многими другими причинами.
Пристальное внимание следует обратить психологической науке и практике на участие в организации и функционировании детско-юношеских спортивных школ. Современные спортивные школы представляют собой сложные структурные образования предполагающие применение широкого круга специалистов. Это и тренеры - педагоги, директора, менеджеры, завучи; медицинские работники: врачи - специалисты всех направлений, массажисты; методисты и технический обслуживающий персонал.
К сожалению, сегодня в штатном расписании спортивной школы отсутствует должность психолога. Отсутствие данной единицы психолога в спортивной школе можно объяснить многими причинами, но необходимость присутствия обосновывается куда более большим количеством причин. Задачи психологического сопровождения детского и юношеского спорта определяются множеством проблем.
Так, современное становление и развитие спорта предполагает и характеризуется усложнением не только самой деятельности, что мы отчетливо наблюдаем, сравнивая современные достижения и рекорды с рекордами двадцати - тридцатилетней давности и появлением новых видов спорта, но и усложнением как технологического, так и психологического процесса и сопровождения спортивной деятельности. На спортивной арене, мы знаем, сегодня сражаются современные технологии, новейшие достижения в области науки и техники.
Спорт всегда был, и есть исследовательский и опытный полигон науки, т.к. основной характеристикой его является «сверхпредельность» физических и психических нагрузок в выполнении спортивного действия. В составляющие содержания этих современных спортивных технологий входит непременным компонентом испытаний и баталий человек, и забывать об этом никак нельзя. И это одна из главных причин необходимости нового взгляда на проблему психологического сопровождения спорта всех уровней, а не только «большого». Юный или опытный спортсмен и его тренер одинаково нуждаются в профессиональной постоянной психологической поддержке и помощи.
Актуальность появления данной позиции в физкультурно-спортивной сфере вызвана тем, что до сих пор, в силу сложившейся традиции в советской науке, спортивная наука использовала психологию в части заимствования отдельных теоретических представлений, методического арсенала и, в связи с этим, клишированием отдельных экспериментальных исследований. Вследствие этого, результаты такого подхода носили лишь познавательный интерес для тренеров, но редко служили руководством к действию в практической деятельности, т.к. не вписывались в медико-педагогическое сознание и мышление тренера.
Среди этих нерешенных проблем можно выделить следующие:
психология формирования и управления двигательным действием;
формирование личности спортсмена;
проблемы спортивной карьеры;
жизнь после спорта;
психология деятельности и личности тренера;
психология управления спортивным движением;
проблемы женского спорта и т.д.
И это не окончательный список проблем, которые вряд ли разрешимы без современных средств культурно-исторической психологии. Механизмами привлечения практической психологии в современный массовый спорт являются профессиональное психологическое просвещение работников физической культуры и спорта через семинары, научные конференции, средства массовой информации, актуализация опыта работы психологов в области спорта, а также подготовка специалистов - спортивных психологов.
Достижение этих целей предполагает решение конкретных задач:
Изучение влияния спортивной деятельности на психику спортсменов:
психологический анализ соревнований (общий и конкретный по отдельным видам спорта);
выявление характера влияния соревнований на спортсменов;
определение требований, предъявляемых соревнованиями к психике спортсмена;
определение совокупности моральных, волевых и других психологических качеств, необходимых спортсменам для успешного выступления на соревнованиях;
психологический анализ условий тренировочной деятельности и спортивного быта.
Разработка психологических условий для повышения эффективности спортивных тренировок. Психология спорта призвана раскрыть механизмы и закономерности совершенствования спортивного мастерства, пути формирования специальных знаний, умений и навыков, а также условия, обеспечивающие успешность коллективных действий спортсменов.
Все это требует от психологов:
психологического обоснования существующих методов и средств спортивной тренировки и поиска новых;
определения путей для максимального использования возможностей организма спортсмена как за счет развития психических функций, так и за счет создания аппаратурных методов тренировки, (например, использование систем с "биологической обратной связью");
разработка методов психологического описания отдельных видов спорта (психограмм), методов психодиагностики спортивных способностей,
социальной структуры и психологического климата команды;
разработки научно обоснованных методов моделирования соревновательной обстановки в условиях тренировок.
Необходимой категорией является формирование научного и практического представления у чиновников и работников физической культуры и спорта необходимости каждодневного присутствия психолога, как это сегодня есть в общеобразовательной школе, как это представлено в мировом спортивном опыте. На Олимпийские Игры в Афины с командой США приехало более полусотни психологов, в нашей же команде их было - единицы.
Прикладные проблемы психологии спортивной деятельности заключены в следующем:
отбор талантов;
формирование оригинальной техники, соответствующей конституциональным и психологическим особенностям спортсмена;
максимальное развитие психических качеств, составляющих структуру специальных способностей данного спортсмена и поиск путей компенсации "отстающих звеньев";
создание условий для оптимальной переносимости высоких психических нагрузок;
формирование психической готовности к соревнованиям;
создание предпосылок для саморегуляции психических состояний и самоорганизации психической деятельности.
Задачи психологического сопровождения спорта, которые предъявляет спортивная деятельность:
Анализ социально-психологических условий спортивной деятельности (проблемы социализации спортсмена и команды, влияние национальных особенностей и традиций на развитие спорта, межличностные отношения и психологический климат спортивных команд, профессионализм в спорте).
Исследование особенностей развития и формирования личности в условиях спортивной деятельности (изучение механизмов формирования и динамики личности, мотивов, двигательных способностей в спорте).
Изучение психологических основ формирования двигательных навыков и качеств (специализированные восприятия, психологические особенности различных видов спорта и видов тренировки, методы управления психическими состояниями).
Обоснование факторов, обеспечивающих успешность соревновательной деятельности (динамика психических процессов в соревновательной деятельности, психическая устойчивость и надежность, психические состояния, прогнозирование успешности).
Определение основ психологического обеспечения спортивной деятельности (психоспортграммы и психологические типологии видов спорта, методы управления психическим состояниями в спортивной деятельности, диагностика, консультирование и психокоррекция).
Психологическая подготовка спортсменов. Инновационные технологии
Статьи по теме:
Спортивная психология. Задачи
Олимпийская хартия
Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр
Олимпийские виды спорта
Волонтеры на Олимпийских играх
Как выбрать тренера для ребенка?
Успеваемость школьников и физическая активность
Здоровый образ жизни студенческой молодежи
Плавание в физическом воспитании школьников
Эстафеты на лыжах для детей