Выдержки из Правил авиамодельного спорта, утвержденных приказом Минспорттуризма России от 29 марта 2010 г. № 241
1. Общее определение авиамоделей:
Авиамоделью называется малоразмерный летательный аппарат тяжелее воздуха, с двигателем
или без него, который не способен перевозить человека.
2. Классификация авиамоделей:
Класс F-1 — свободнолетающие.
Свободный полет — это полет, при котором не существует никакой физической связи между авиамоделью и участником соревнований или его помощником.
Класс F-2 - кордовые:
Полет кордовой модели — это полет, во время которого спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством двух или более не растягиваемых нитей или тросов.
Класс F-3 - радиоуправляемые:
Полет радиоуправляемой модели — это полет, при котором спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством радиокоманд.
Класс F-4 - летающие модели-копии.
Модель-копия - есть воспроизведенный в масштабе летательный аппарат.
Класс F-5 - радиоуправляемые модели электролетов:
Полет радиоуправляемой модели электролета — это полет, при котором спортсмен, находящийся на земле, управляет моделью посредством радиокоманд, а сама модель оборудована двигателем на элетрической тяге.
Класс F-1 Свободнолетающие модели
Количество полётов:
а) Каждый участник соревнований имеет право на семь зачётных полётов на чемпионатах России. На других соревнованиях число зачётных полётов также равняется семи, за исключением случаев, когда другое число объявлено заранее.
b) Каждый участник соревнований имеет право на один зачётный полёт в каждом туре соревнований. Продолжительность туров должна быть объявлена заранее и не может быть меньше 30 минут и больше 90 минут.
Определение зачётного полёта:
а) Продолжительность полёта, зафиксированная хронометристами в первой попытке, если эта попытка не была неудачной.
b) Продолжительность полёта, зафиксированная хронометристами во второй попытке. Если вторая попытка также была неудачной, в качестве результата зачётного полёта записывается ноль.
Определение неудачной попытки:
Попытка классифицируется как неудачная, если планер был запущен, и произошло, по крайней мере, одно из перечисленных ниже событий. Если это случилось в первой попытке, то участник имеет право на вторую попытку.
а) Планер возвратился на землю, не отделившись от леера.
b) Момент отделения леера не мог быть точно зафиксирован хронометристами.
с) При запуске или во время полёта от планера отделилась какая-либо его часть.
е) Хронометристам ясно видно, что участник потерял контакт с леером, а леером управляет другое лицо, но не сам участник.
f) Полёт продолжался менее 20 секунд и закончился без срабатывания механизма
принудительной посадки.
Попытка может быть повторена (участник получает право на перелёт), если:
а) планер сталкивается с кем-либо (за исключением участника запускающего его) во время запуска;
b) во время буксировки планер сталкивается с другой моделью, находящейся в свободном полёте (но не с буксируемым планером и не с леером), и буксировка не может продолжаться нормально;
с) во время свободного полёта планер сталкивается с другой моделью или с леером, кроме своего собственного леера
Продолжительность полётов:
На чемпионатах России назначается максимальная продолжительность «максимум» для зачётных полётов; в первом туре она равняется трём минутам и тридцати секундам, а в остальных турах трём минутам. На других международных соревнованиях «максимум» для всех туров установлен – три минуты, за исключением случаев, когда другая продолжительность для определённых туров (не более четырёх минут) объявлена заранее в положении о соревнованиях.
В случае исключительных метеорологических условий или проблем с возвращением моделей судейская коллегия может разрешить изменить «максимум» для тура. Такое изменение должно быть объявлено до начала тура.
Максимальная продолжительность более трёх минут может быть использоваться только для туров, которые проводятся в то время, когда ветер и термическая активность минимальны.
Распределение по занятым местам:
а) Сумма времени всех зачётных полётов каждого участника используется для окончательного распределения мест участников. Эта сумма времени используется также для распределения командных мест.
b) Для распределения личных призовых мест, когда есть равенство, должны быть сделаны дополнительные полёты после того, как будет закончен последний полёт соревнований. Максимальное время полёта для первого из дополнительных полётов должно равняться 5-ти минутам. Для каждого последующего полета максимальное время полёта должно быть увеличено на 2 минуты. Время дополнительных полётов не должно включаться в финальные суммы командного первенства, они проводятся – ради распределения личных мест.
Хронометраж полётов:
Время хронометража ограничивается максимальной продолжительностью полёта. Полное время полёта измеряется с момента отделения модели от леера до момента окончания полёта.
Количество помощников:
Участник может иметь одного помощника на стартовой позиции.