26 марта 2023
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Польза плавания

    Плавание является жизненно необходимым навыком

    Тот, кто не умеет плавать, подвергает себя постоянной опасности при встрече с водой. Международная статистика последних лет показывает, что в числе погибших от несчастных случаев утонувшие составляют значительный процент. 
    Среди многообразия видов спорта плавание является одним из наиболее доступных для детей и подростков. Поэтому обучение плаванию лучше начинать в дошкольном или младшем школьном возрасте. Однако если ваш ребенок старше, это не значит, что время утеряно. Научиться плавать можно в любом возрасте.
    В процессе регулярных занятий плаванием развивается, укрепляется и закаляется весь организм. Ни в одном другом виде спорта так гармонично не соединяются полезное и приятное. Ведь при занятиях плаванием достигается комплексное воздействие естественных факторов природы - солнца, воздуха и воды.

    Обучение ребенка плаванию

    Обучая ребенка плаванию, следует помнить, что лучше всего занятия проводить в специально отведенных для этого местах - пляжах, зонах отдыха и т. д. Однако во всех случаях водоем должен удовлетворять следующим требованиям: вода достаточно чистая, глубина в водоеме увеличивается постепенно, дно плотное (лучше песчаное), без ям, впадин. На дне не должно быть предметов, которые могут стать причиной травмы. Если дно покрыто галькой, крупными и мелкими ракушками, необходимо запастись специальными резиновыми тапочками соответствующего размера. Для начального обучения необходимо выбрать участок без течения и волн. Ребенок, обучающийся плаванию, должен находиться под постоянным контролем родителей. Не забывайте, что теплоемкость воды гораздо выше теплоемкости воздуха и даже обычное пребывание в воде сопряжено с большими теплопотерями организма. Поэтому занятия с детьми младшего и среднего возраста следует проводить в воде температуры 20-21 °С, а с детьми старшего возраста - температуры 18-19 °С. Температура окружающего воздуха должна быть на 4-5 °С выше температуры воды. Не допускайте переохлаждения ребенка. Признаками переохлаждения являются «гусиная кожа», посинение губ, дрожь. При появлении хотя бы одного из этих признаков прекратите занятия, выведите ребенка на берег, вытрите его полотенцем и предложите сделать несколько физических упражнений, которые помогут ему согреться.

    Продолжительность первых занятий в воде не должна превышать 6-10 мин для детей младшего и среднего возраста и 10-15 мин для детей старшего возраста. В последующем продолжительность занятий увеличивается. Она зависит от возраста и степени закаленности ребенка, температуры воды и воздуха.

    Постановка дыхания

    Занятия плаванием сопряжены со значительными для ребенка физическими нагрузками. Поэтому прежде чем приступить к ним, проверьте состояние здоровья своего ребенка у врача, получите его разрешение, прислушайтесь к его рекомендациям. С первых занятий обращайте внимание на постановку дыхания. Решить эту задачу помогают специальные упражнения пловца, которые можно изучить до начала плавательного сезона. Это выдохи через рот и нос под струями душа, выдохи в сомкнутые ладони, наполненные водой, при утреннем умывании, а также в любой сосуд, наполненный водой. За каждое такое занятие ребенок должен выполнить не менее 80-120 глубоких вдохов и выдохов в воду. Перед началом занятий желательно запастись простейшим инвентарем: 1-2 резиновыми мячами различной величины, доской из пенопласта размером 40х60 см (с закругленными краями) или надувным кругом диаметром 50-70см, 1-2 небольшими (не плавающими), ярко окрашенными и легко различимыми в воде предметами.

    Общеразвивающие упражнения

    Обучение плаванию следует начинать с так называемых общеразвивающих упражнений, выполняемых для мышц и суставов туловища, рук и ног. Выполнение детьми комплекса общеразвивающих упражнений способствует развитию силы, быстроты, выносливости, гибкости и ловкости. Эти упражнения являются хорошим средством коррекции позвоночного столба, грудной клетки, конечностей, улучшают осанку, целенаправленно воздействуют на развитие отдельных мышечных групп, повышают функциональные возможности организма. В качестве общеразвивающих упражнений используется ходьба, бег, подскоки, прыжки, упражнения с предметами и без предметов и т. д. Количество повторений, длительность выполнения упражнений от занятия к занятию необходимо постепенно увеличивать. Общая нагрузка на организм должна соответствовать физическому развитию, физической подготовленности детей и их возрасту.

    Особенно благотворно влияние плавания на растущий детский организм. И чем раньше ребенок приобщится к плаванию, тем больше пользы получит его организм. Регулярные занятия плаванием способствуют формированию правильной осанки, равномерно развивают все группы мышц. Вследствие горизонтального положения тела во время плавания и активных движений руками улучшается гибкость позвоночного столба, что позволяет широко использовать данный вид физической деятельности как средство предупреждения и лечения нарушений осанки, а также как эффективный фактор лечебной физической культуры. Велико закаливающее воздействие плавания. Особенно проявляется оно при занятиях в открытых водоемах, где температура воздуха и воды непостоянна. Это создает хорошие условия для адаптации организма человека к изменениям условий внешней среды. Дети-пловцы гораздо меньше подвержены воздействию простудных заболеваний. Кроме того, закаливание оказывает положительное влияние на деятельность центральной и периферической нервной системы - дети становятся более спокойными, хорошо спят. Преодолевая боязнь прохладной воды, естественное чувство усталости, наступающее после физических нагрузок, ребенок развивает силу воли, настойчивость, целеустремленность.

    Нагрузки во время плавания

    Пребывание в воде сопряжено с большой теплоотдачей организма, что в свою очередь усиливает кровообращение. А давление и сопротивление воды, возникающее во время плавания, оказывает специфическое влияние на работу сердца и циркуляцию крови. Так, например, при спокойном лежании на воде тело испытывает дополнительную нагрузку, равную 0,02-0,05 кг/см 2, возникающую в результате давления воды. При нырянии давление воды увеличивается пропорционально глубине погружения. В результате систематических нагрузок в воде укрепляется мышечная ткань предсердий и желудочков сердца, равномерно увеличивается объем полостей сердца, нормализуется артериальное давление, повышается эластичность стенок сосудов. Плавание оказывает большое влияние на деятельность пищеварительного аппарата. Экспериментальные данные, полученные в последнее десятилетие, показали, что дозированные физические нагрузки в плавании изменяют всасывательную функцию пищеварительного канала. Влияние плавания на органы дыхания Процессы обмена веществ и функционирования сердечно-сосудистой системы при плавании требуют достаточного снабжения организма кислородом. Однако дыхание в плавании затруднено вследствие давления воды на грудную и брюшную полости, а также тем, что при большинстве способов плавания рот и нос находятся относительно долгое время в воде. Полноценное дыхание в плавании достигается правильной его постановкой в процессе занятий. В результате этого укрепляются мышцы органов дыхания, растет жизненная емкость легких. Наблюдения, проведенные на детях, длительное время занимающихся плаванием, показывают, что они превосходят своих сверстников по всем показателям развития органов дыхания.

    Причины заняться плаванием

    Плавание оказывает большое оздоровительное влияние на человека. Благодаря систематическим занятиям плаванием устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система, воспитывается уверенность в себе, развивается умение управлять своими движениями в сложных условиях.
    Плавание оказывает большое оздоровительное влияние на человека. Благодаря систематическим занятиям плаванием устраняется чрезмерная возбудимость и раздражительность, укрепляется нервная система, воспитывается уверенность в себе, развивается умение управлять своими движениями в сложных условиях.

    Связанное с погружением в воду охлаждение тела пловца и давление воды заставляют сердце работать энергичнее. В то же время давление воды облегчает приток крови к сердцу, а горизонтальное положение, которое принимает человек при плавании, значительно облегчает условия работы сердца. Таким образом, плавание, с одной стороны, побуждает сердце к усиленной деятельности и, с другой, — улучшает условия его работы.

    Благодаря тому, что интенсивность мышечной работы при плавании может варьироваться в очень широких пределах (от пребывания в воде без движений до плавания с максимальной скоростью), упражнения в воде могут применяться с целью укрепления сердечно-сосудистой системы людьми самой различной физической подготовленности. Огромное влияние плавания на развитие сердечно-сосудистой системы подтверждается данными медицинских осмотров и наблюдений. По развитию сердца и мощности его работы пловцы стоят на одном из первых мест среди спортсменов всех видов cпopтa.

    Плавание положительно влияет и на развитие дыхательной системы человека. Жизненная емкость легких у пловцов больше, чем у остальных спортсменов. При плавании активно работают почти все мышцы тела человека. Это благоприятствует развитию мышечного аппарата пловца, активизирует обмен веществ и улучшает функциональную деятельность внутренних органов.

    Занятия плаванием повышают стойкость организма человека, закаливают его, уменьшая опасность получения заболеваний, связанных с простудой. Доставляют человеку большое удовольствие; для многих людей они являются средством здорового, активного, культурного отдыха и развлечения.

    Вода – это колыбель жизни

    Древние римляне использовали воду не только для очищения тела, но и для снятия стресса, как помощника в борьбе с депрессией. Тогда же, по сути, и зародилось понятие спа (SPA) – sanitas per aqua, т.е. исцеление водой. Китайские монахи погружались в реку и, преодолевая сопротивление течения, оттачивали резкость и меткость ударов. В наше время для того, чтобы отвлечься от повседневности и поднять настроение, улучшить физическую форму, добиться красоты и стройности тела, совсем необязательно погружаться в реку. Современные процедуры спа и занятия аквафитнесом происходят в более комфортных условиях.


    Водобоязнь

    При начальном обучение плаванию детей и взрослых, нередко сталкиваются с проявлениями у своих учеников повышенной чувствительности и других нежелательных реакций при нахождении в водной среде. Обычно это называют водобоязнью, формой страха, относящейся к числу отрицательных эмоций человека. Повышенная чувствительность к водной среде проявляется в обостренной реакции новичка на неприятные ощущения от попадания воды на лицо и особенно в глаза, в постоянном желании держаться за твердую опору . Давление воды и температурное воздействие вызывают особенности в движении, появляется затрудненность дыхания. Т.е. страх перед водой обычно связан с теми необычными ощущениями, которые вызывает у человека эта среда. Поэтому очень важным этапом обучения является освоение водной среды, знакомство с физическими свойствами воды - плотностью, вязкостью, сопротивлением, выталкивающей силой, температурой. Поэтому на первых занятиях боязливых детей нельзя стыдить и насильно заставлять входить в воду. Постепенно, после того, как новички вошли в воду, им нужно дать возможность освоиться с местом купания, температурой воды, разогреться.

    Водобоязнь - это субъективное проявление опыта ярких болезненных двигательных, физических, интеллектуальных и духовных страданий сохранившихся на сознательном, бессознательном, разноплановом уровнях предшествующих поколений людей, находившихся на грани жизни и смерти в условиях взаимодействия с водной средой. 
    Люди, страдающие водобоязнью, мучаются от осознания своего неумения плавать, от беспомощного состояния в воде и под водой, безысходности и надежды самому когда-либо научиться плавать. 
    В этой связи водобоязнь, прежде всего, отражает беспомощность проявить духовную силу, победить себя, выдержать испытание. Водобоязнь частично вызывает чувство обиды на других - умеющих плавать.
    Водобоязнь включает и чувство вины, проявляясь снижении самооценки и социальной значимости, состояния постоянной тревоги при приближении к воде.
    Исторический диапазон водобоязни очень широк - от изначальных страхов дикаря перед водой из-за незнания законов природы, до таких распространенных признаков, как страх беспомощного одиночества, бесполезности усилий, отсутствия твердой опоры. Наконец, неуверенность при обучении плаванию, страх перед неудачей, боязнь самого процесса обучения плаванию, и даже боязни самой водобоязни.
    Водобоязнь, проявляясь индивидуально, может привести к неприятным переживаниям человека, лично не испытавшего опыт утопления, а увидевшего или услышавшего о печальной и негативной ситуации, случившейся с кем-либо другим и окончившейся смертью человека.

    Водобоязнь имеет следующие основные особенности возникновения:
    страх смерти, как результата утопления
    ужас неведомого и невиданного
    генетически наследованные реакции на прошлые утопления
    личный опыт утопления (захлебывания), в том числе приобретенный в младенческом возрасте
    личный опыт оказания доврачебной помощи пострадавшему и окончившейся смертельным исходом
    общественный опыт предшествующих утоплений и несчастных случаев на воде, зафиксированный в книжных описаниях, кино, видеофильмах
    боязнь незавершенности дел и невыполненного долга, потеря детей (родителей)

    Со всеми вышеперечисленными трудностями водобоязни человек справляется при ее индивидуальном преодолении и последующим начальным обучении плаванию с помощью опытного тренера.

    Часто бывает и так: ребенок систематически и успешно плавает в домашней ванне или в бассейне. Но летом, когда родители поехали с ним отдыхать и предложили искупаться в море, он не решился самостоятельно войти в воду. В этом случае сыграли свою роль психологические факторы: необозримость водного пространства, неизвестная глубина, "высокое небо", множество купающихся.

    Правильное плавание

    Правильное плавание может освоить любой человек. Пловец, входящий в воду, обязательно хорошо должен знать технику плавания и очень четко представлять, что по настоящему опасно на воде, а что не очень.
    В основном от незнания у человека появляется непреодолимый страх, от этого он просто цепенеет от ужаса, и такое в основном приводит к трагедии. Судороги мышц - непроизвольное болезненное сокращение, о них мы с вами наслышаны с детских лет, вроде бы становятся причиной гибели многих людей. В действительности судороги в человека появляются не только в воде, судороги могут появиться и просто от любого резкого или неловкого движения. Но когда человек на суше, то судороги никого не пугают.
    Если же судорога приключается в воде, то люди начинают бояться судорог заранее, и не исключено что такая боязнь может спровоцировать их появление. Почему во время плавания в бассейне, где рядом с плывущим человеком спасительный бортик, судорог в основном никогда не бывает? Всё дело в том, что человек настроен психологически на то, что никогда в бассейне не утонет. Никогда не бойтесь судорог. Если во время плавания вы почувствовали, что свело ногу, а такое бывает чаще всего с икроножной мышцей, и во время этого процесса вы сумели сохранить спокойствие, то судорога вам ничем не угрожает.
    Чтобы избавиться от судороги вам нужно просто сделать глубокий вдох и погрузить голову в воду, приняв позу поплавка, после взяться за пальцы ноги сведенной судорогой, и потянуть их на себя. После этого нужно по максимуму расслабить ногу, и плыть так, чтобы нагрузка на ногу была минимальной или попробовать плыть, используя только силу рук.
    Много различных историй рассказывают о водоворотах, водорослях, воронках, затягивающих и опутывающих человека при плавании. К большому сожалению, такое ошибочное мнение о природе воронок и водоворотов печатается в различных изданиях. Но если посмотреть на это реалистически, то да, опасные для плавания вихревые воронки появляются лишь вблизи гидротехнических сооружений, а в таких местах плавание и купание категорически запрещено.
    По поводу водоворотов можно сказать, что они же встречаются на равнинных реках очень редко, там где есть какие-либо подводные препятствия, например камень или дерево, водовороты бывают за мостовыми опорами или у вогнутого берега. Сила водоворотов зависит от силы течения. Но даже очень сильные водовороты не могут затянуть человека при плавании. Если человек хорошо плавает, то он легко преодолевает водоворот, когда плывёт по течению и не останавливается. Нужно всегда помнить, что в водовороте просто теряется ощущение послушной воды, но само по себе это чувство неопасно. Если в процессе плавания вы попали в заросли водорослей, то не теряйтесь и сохраняйте спокойствие.
    Водоросли - это самая низкая опасность при плавании, главное не паникуйте и помните, что растения никогда не могут утопить вас. Если во время плавания вы попали в осоку, то знайте, она растёт на мелководьях рек или озёр, которые с легкостью можно переходить пешком.
    Если на пути плавания вам попались заросли кувшинок или лилий, и их стебли растущие со дна стесняют движения ваших рук, то также не переживайте. В таком случае держитесь на плаву, опустите при этом голову в воду и поднимайте её только для вдоха воздуха, а сами в это время спокойно освобождайте руки от стеблей этих растений.

    Все эти советы для людей, которые могли оказаться в экстремальной ситуации, а если заниматься плаванием в отведенных для этого местах, то помните что в таких местах, не бывает не водорослей, ни воронок, ни водоворотов. Но, тем не менее, при плавании нужно быть всегда готовым к возникновению любых неожиданностей на воде, хотя страх может возникнуть и на подсознательном уровне.

    Страх это плохое и не желательное состояние, потому что при страхе, даже хорошо плавающим людям зачастую не хватает самообладания, чтобы найти выход из трудной ситуации, или чтобы позвать других на помощь. При страхе у человека наступает спазм мышц гортани, и он не в состоянии позвать на помощь, закричать. Нужно всегда быть на чеку и в критическую минуту нужно уметь мобилизовать свои силы и волю.

    Не секрет что, уверенность в своих силах всегда приходит по мере совершенствования техники плавания, также нужно проводить тренировку психической силы самообладания. Во время опасности вам нужно использовать такие словесные формулы: «Мне ничто не угрожает в воде», «Сил вполне хватит, чтобы добраться до берега». С помощью такого самовнушения вам удастся вернуть эмоциональное равновесие, при этом все ваши движения станут более четкими и согласованными.

    Всегда нужно помнить, что координация и правильность выполнения всех нужных движений в опасной ситуации играют очень значительную роль. Во время плавания, если человек оказывается в затруднительном положении, то он пытается держать свою голову над водой как можно выше, а для этого требуется прилагать дополнительные усилия.

    Не мешало бы уже в процессе обучения правильному плаванию научиться делать выдох прямо в воду, чтобы после выдоха поднимать голову из воды только для вдоха и ориентации. Кроме всего, каждый обучающийся плаванию должен освоить так называемую позу отдыха, которая позволила бы находиться человеку в воде без движения столько, сколько потребуется ему для того, чтобы расслабиться, отдохнуть, восстановить своё дыхание. Такой навык нужен для того, что бы человеку не было бы надобности добираться до какого либо предмета для отдыха (лодки, мелководья, буя, и т.д.), потому что, плывя до этих предметов человек, выбивается из сил и изнемогает, что может привести к нежелательным последствиям.
    Каждый, кто умеет, плавать, легко может научиться отдыхать в воде. Для того, что бы научиться сделайте так: лежа на спине, вытяните прямые расслабленные руки за головой, до бровей погруженной в воду. В случае если этого оказалось недостаточно и ноги сами начинают опускаться вниз, то высуньте из воды пальцы или полностью кисти рук, и ноги при этом сразу всплывут.
    В результате проделанного ваше тело примет положение горизонтального равновесия. Лёжа на спине, сделайте глубокий вдох и на 5 — 10 секунд при этом задержите дыхание, затем медленно выдохните и вновь быстро вдохните. Во время тренировки этого действия чтобы в нос не попадала вода, ноздри необходимо закрыть ватными тампонами, пропитанными вазелином.

    Научившись всему вышесказанному, будьте уверены, вы сильнее воды. И вся ваша уверенность будет подкрепляться совершенствованием ваших физических и психических возможностей, техники плавания и, конечно же, умением правильно отдыхать на плаву.


    Е. Д. Коновалов, кандидат медицинских наук



    Похожие статьи

    Методика обучения плаванию

    Видео-урок по плаванию. Техника плавания кролем

    Плавание в море. Правила безопасности

    Где научиться плавать в Москве. Адреса бассейнов

    Где научиться плавать в Петербурге. Адреса бассейнов

    Что такое плавание

    Техника спортивного плавания

    Безопасность на занятиях в бассейне