22 сентября 2018
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Настольный теннис. Личность игрока

    Личностные качества игроков в настольный теннис 

    В настольном теннисе, как и в других видах спорта, проблема подготовки высококвалифицированных спортсменов тесно связана с психологией личности. Чтобы подготовить первоклассного спортсмена мало быть просто тренером, необходимо быть опытным педагогом и «тонким» психологом. Лишь в этом случае возможно максимальное развитие личностных качеств у спортсменов.

    Настольный теннис представляет очень высокие требования к развитию психологических качеств, например, таких как: определенных свойств темперамента, подвижность нервной системы, высокий уровень притязания, тонкое развитие такого специализированного восприятия как «чувство мяча», умение ориентироваться в пространстве и времени, коммуникативность, а также высокий уровень оперативного мышления. Оперативное внимание, память, мышление – умение принимать, перерабатывать информацию, и на ее основе принимать быстрые и верные решения, особенно нужны в игровых видах спорта. Так, например, наши исследования выявили, что игровой интеллект как умение быстро и качественно перерабатывать информацию, является первоочередной предпосылкой успеха в настольном теннисе. А от психологических качеств непосредственно зависит приобретение специальных знаний, умений, навыков и успешной соревновательной деятельности.

    МЕТОДИКА

    Профессиональные психологические качества обеспечивают успешность деятельности в спорте и вообще успешность деятельности в частности. Ранее были изучены отдельные психологические качества, но в комплексе эти качества еще не изучались.

    Исходя из особенностей спортивной деятельности как разновидности профессионального труда профессором Серовой Л.К была создана модель личности профессионального спортсмена. Модель включает в себя шесть блоков: поведенческий, мотивационный, интеллектуальный, эмоциональноволевой, коммуникативный и гендерный, каждый из которых представляет неотъемлемую часть психологии профессиональной пригодности спортсмена. Каждый из компонентов, в свою очередь, имеет по три модельные характеристики, представляющих конкретные психологические качества.

    Поведенческий компонент характеризуют внешние условия психической деятельности. Он включает: тип нервной деятельности, темперамент и характер. Мотивационный компонент характеризует внутренние условия психической деятельности, побуждающие спортсмена к достижениям. Он состоит из: интереса к виду деятельности, уровня притязания и ценностных ориентаций.

    Интеллектуальный компонент обеспечивает понимание своего вида спорта, эти качества способствуют овладению его техникой и тактикой. Содержит следующие модельные характеристики: психомоторика, специализированные восприятия, оперативная память, внимание, мышление.

    Эмоциональный компонент обеспечивает саморегуляцию, самоконтроль спортивной деятельности. Включает модельные характеристики: эмоциональная устойчивость, психическая саморегуляция, волевые качества.

    Коммуникативный компонент характеризует отношение людей в спорте: отношение стренером, отношение с партнерами, с соперниками.

    Гендерный компонент показывает, как спортсмены выражают свою индивидуальность. Включает следующие качества: маскулинность – мужские психологические черты, фемининность – женские психологические черты, андрогиния – сочетание мужских и женских черт в складе личности.

    Исходя из представленных компонентов модели личности спортсмена нами было проведено исследование по обоснованию параметров модельных характеристик психологических профессиональных качеств игроков в настольный теннис высокой квалификации.. Использовались следующие методики: методика диагностики оценки самоконтроля в общении М.Снайдера; опросник темперамента Брангельманов, опросник С.Бэма; цветной тест Люшера; градусник Киселева; красно-черная таблица Шульте, психомоторные тесты, тесты на определение психологической выносливости, оперативной переработки информации и оперативной памяти.

    ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНАЯ ЧАСТЬ

    Нами исследовались 50 игроков в настольный теннис 16-18 лет имеющих разряды: кандидат в мастера спорта (КМС) и мастера спорта(МС), также исследовались 50 игроков в настольный теннис 16-18 лет, не достигших высоких результатов. Обе группы занимались в детских юношеских спортивных школах.

    РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

    Игроки в настольный теннис уровня КМС и МС показали высокие результаты в переключении внимания, помехоустойчивости, психомоторики, оперативной памяти, оперативной переработки информации. Также игроки высокого класса обладают высокой психологической выносливостью. Теннисисты высокого уровня отличаются экстраверсией, лабильностью, высоким темпом реакции и активностью, и оптимальной эмоциональной возбудимостью.

    В гендерном отношении женщины по своим качествам приближаются к характеристикам, которые больше присуще мужчинам: бойцовский характер, стремление к лидерству, умение управлять своим эмоциональным состоянием.

    Игроки в настольный теннис, не достигшие высокого уровня, показали высокие результаты в переключении внимания, оперативной памяти, коммуникативном контроле и экстраверсии.

    Сравнивая личностные качества высококвалифицированных игроков в настольный теннис и личностные качества игроков, не достигших высоких результатов, можно отметить, что мотивационный компонент у спортсменов низших разрядов находится на более низком уровне, чем у игроков имеющих высокие спортивные разряды КМС и МС. Также имеются большие различия в показателях психической выносливости, общей ловкости, координации рук, помехоустойчивости и темпа реакции, где значительное преимущество имеют игроки в настольный теннис имеющие спортивные разряды КМС и МС.

    По результатам эксперимента обнаружены различия по гендерному аспекту. Сравнивая женщин имеющих спортивные разряды КМС и МС и женщин не достигших высоких результатов, можно отметить что у первых более выражены мужские качества (бойцовский характер, стремление к лидерству, умение управлять своим эмоциональным состоянием, дух соревнования), а у вторых более выражены женские качества (умение уступать, нежность, забота о людях, доверчивость, теплота, сердечность и другие).

    Для отбора и подготовки игроков в настольный теннис по психологическим профессиональным важным качествам результаты эксперимента позволяют создать методику прогнозирования успешности.

    По материалам статьи  Н.В.Панковой  (Журнал Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта от 25 августа 2007 года)

    Статьи по теме:

    Правила настольного тенниса

    Как научиться играть в настольный теннис?

    Выбор инвентаря для настольного тенниса

    Федерация настольного тенниса России

    Настольный теннис. Техническая подготовка