25 сентября 2018
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Методические рекомендации по правилам игры в гандбол

    Гандбол. Методические рекомендации по правилам игры. Содержание:

    1. Выполнение свободного броска после финального сигнала
    2. Тайм-аут
    3. Командный тайм-аут
    4. Пассивная игра
    5. Начальный бросок
    6. Определение явной возможности взятия ворот
    7. Остановки игры Секундометристом или Делегатом 

    1. Выполнение свободного броска после финального сигнала (2:4-6)
    Во многих случаях выполнение свободного броска после финального сигнала
    не представляет интереса для команды, выполняющей бросок по воротам,
    особенно, когда ясен результат, игры или когда место выполнения свободного
    броска расположено слишком далеко от ворот соперника. Несмотря на то, что
    правила требуют, чтобы свободный бросок в этом случае все же выполнялся, и
    судьи обязаны предоставить условия выполнить его, игрок, занявший
    правильную позицию для броска, может просто выбросить мяч или отдать его в
    руки судьи.
    В тех случаях, когда ясно, что команда будет пытаться забросить мяч в ворота,
    судьи должны будут создать все условия для этого (даже если имеет место
    небольшая вероятность реализации броска), чтобы не было затяжки игры и
    ухудшения ее зрелищности. Это означает, что судьи должны создать условия
    для игроков обеих команд, позволяющих быстро и без ошибок занять исходное
    положение для выполнения свободного броска без промедления. Новые
    ограничения, изложенные в Правиле 2:5, регламентируют положение игроков и
    их замену в соответствии с (4:5 и 13:7).
    Судьи также должны очень четко следить за нарушениями со стороны обеих
    команд. Нарушения игроков защищающейся команды наказываются в
    соответствии с (15:4, 15:9, 16:1b, 16:3d). Кроме этого, игроки атакующей
    команды часто нарушают правила в момент выполнения броска, например,
    один или несколько игроков пересекают линию свободных бросков после
    свистка судьи, но до броска (13:7, 3-й абзац), или игрок, выполняющий бросок,
    начинает двигаться, или выполняет бросок в прыжке (15:1, 15:2, 15:3).
    Важно не допустить ошибочного взятия ворот.

    2. Тайм-аут (2:8)
    Независимо от ситуаций, описанных в Правиле 2:8, когда тайм-аут является
    обязательным, судьям предоставляется возможность принимать решение на
    тайм-аут и в других ситуациях. Имеют место типичные ситуации, когда
    тайм-ауты не является обязательным, но сохраняется тенденция к
    предоставлению их при следующих обстоятельствах:
    a) наличие внешних факторов, например, необходимо протереть площадку;
    b) предположение, что игрок травмирован;
    c) команда явно затягивает время, например, при выполнении стандартного
    броска, или когда игрок преднамеренно отбрасывает мяч или удерживает
    его;
    d) если мяч касается потолка или предметов над площадкой (11:1), после чего
    отскакивает далеко от места выполнения броска из-за боковой линии, тем
    самым создается непредвиденная задержка игры.
    При принятии решения на тайм-аут в этих и других подобных ситуациях судьи
    должны учитывать условия, когда остановка игры без тайм-аута приводит к
    несправедливой потере преимущества для одной из команд. Например, если
    команда выигрывает с большой разницей, то нет необходимости брать тайм-аут
    для протирки площадки. Другими словами, если команда теряет преимущество
    при тайм-ауте по сравнению с другой командой, то в этом случае нет
    необходимости брать для нее тайм-аут.
    Другим важным фактором является продолжительность самого перерыва.
    Продолжительность остановки игры в результате травмы зачастую трудно
    оценить, так что в этом случае лучше предоставить тайм-аут. Наоборот, судьи
    не должны спешить принимать решение на тайм-аут, если мяч покинул
    пределы игровой площадки. Часто в таких случаях мяч возвращают на
    площадку и игра продолжается практически без задержки. Если же мяч не
    возвращают, то судьи должны как можно скорее использовать запасной мяч
    (3:4) для того, чтобы избежать необходимости брать тайм-аут.
    Нет необходимости всегда предоставлять тайм-аут при назначении 7-метрового
    броска. В этом случае решение на предоставление тайм-аута может быть
    принято в соответствии с принципами, рассматриваемыми выше. Это могут
    быть ситуации, когда одна из команд явно затягивает выполнение броска,
    например, при замене вратаря или игрока, выполняющего бросок.

    3. Командный тайм-аут (2:10)
    Каждая команда имеет право на один 1-минутный командный тайм-аут в
    каждой половине основного игрового времени (но не в дополнительное время).
    Если команда решила взять командный тайм-аут, то один из официальных лиц
    команды должен положить зеленую карточку на стол перед секундометристом.
    (Рекомендуется, чтобы зеленая карточка была размером 15 х 20 см с
    изображением большой буквы «Т» на каждой стороне).
    Команда может запросить свой командный тайм-аут только тогда, когда она
    владеет мячом (когда мяч находится в игре, или во время прерывания игры).
    Если команда не потеряла контроль над мячом до того момента, когда
    секундометрист подаст сигнал, то ей сразу же предоставляется командный
    тайм-аут (в противном случае зеленая карточка возвращается команде).
    По свистку секундометриста игра прерывается и счетчик игрового времени
    останавливают (2:9). После чего секундометрист использует жест на тайм-аут
    (№ 15) и указывает вытянутой рукой на команду, которая запросила командный
    тайм-аут.
    Зеленая карточка устанавливается на столе со стороны команды, запросившей
    командный тайм-аут, и остается в таком положении в течение тайм-аута.
    После того как судьи подтверждают предоставление командного тайм-аута,
    секундометрист запускает отдельные часы, контролирующие
    продолжительность командного тайм-аута. Секретарь записывает время
    предоставления командного тайм-аута в протоколе матча в графе команды,
    которая его запросила.
    Во время командного тайм-аута игроки и официальные лица команды
    находятся напротив своей зоны запасных на игровой площадке или в зоне
    запасных. Судьи находятся в центре площадки, при этом один из них может
    ненадолго подойти к секундометристу для консультации.
    Нарушения требований правила 16, которые имеют место во время командного
    тайм-аута, имеют такие же последствия, как и в игровое время (16:10),
    например, любое неспортивное поведение наказывается обычными методами. В
    данной ситуации не имеет значения, где находится игрок/официальное лицо на
    игровой площадке или за её пределами. Соответственно предупреждение,
    удаление и дисквалификация применяются в соответствии с Правилами 16:1-3
    и 16:6-9 за неспортивное поведение (8:7-10) или за нарушения в соответствии с
    правилом 8:6b.
    Через 50 секунд секундометрист подает звуковой сигнал, информируя о том,
    что игра должна быть продолжена через 10 секунд.
    Команды должны быть готовы возобновить игру, как только закончится
    командный тайм-аут. Игра возобновляется броском в соответствии с ситуацией,
    которая имела место в момент предоставления командного тайм-аута, или, если
    мяч был в игре, свободным броском команды, которая запросила командный
    тайм-аут, с места, где находился мяч в момент остановки игры.
    По свистку судей секундометрист включает часы.

    4. Пассивная игра (7:11-12)
    А. Основные положения
    Правила пассивной игры позволяют бороться с неактивными действиями
    игроков и умышленной задержкой игры. Эти положения позволяют судьям
    распознавать методы пассивной игры и бороться с ними на протяжении всей
    игры.
    Пассивная игра может иметь место во всех фазах атаки команды, то есть на
    начальном этапе, в момент ее подготовки и на этапе завершения атаки.
    Пассивная игра наиболее часто используется в следующих случаях:
    · команда пытается удержать счет в конце игры;
    · команда имеет удаленного игрока;
    · команда соперника является гораздо сильнее, особенно в защите.
    Упомянутые случаи пассивной игры редко используются по одному, и они
    должны учитываться судьями в комплексе. В частности, использование
    активной защиты в соответствии с правилами, необходимо принимать во
    внимание.
    B. Использование предупреждающего жеста
    Предупреждающий жест используется в следующих ситуациях:
    В1. Если замена игроков проводится слишком медленно, или если мяч
    медленно передается по игровой площадке.
    Типичными ситуациями являются:
    · игроки остаются стоять на середине игровой площадки, ожидая
    завершения замены игроков;
    · после того как команде уже было сделано замечание за попытку
    затягивать игру, игрок затягивает выполнение стандартного броска.
    Например, свободного броска (играя с мячом или пытаясь выбрать
    неправильное место для броска), начального броска (медленное
    возвращение мяча вратарем, слабая передача мяча в центр, или
    медленное перемещение игрока с мячом к центру), броска вратаря или
    броска из-за боковой линии;
    · игрок в статическом положении стучит мячом о пол;
    · мяч возвращают обратно на свою половину игровой площадки, даже если
    соперники не вынуждают это делать.

    В2. При запоздалой замене игроков, когда уже проходит фаза построения
    атаки.
    Типичными ситуациями являются:
    · все игроки уже заняли свои места в атаке;
    · команда уже начала построение предварительной фазы атаки с помощью
    паса;
    · команда не начинает построение атаки, пока не проведет замену;
    Комментарий:
    Когда команда, владеющая мячом, пытается быстро контратаковать со
    своей половины игровой площадки, но не смогла закончить атаку взятием
    ворот соперника, то ей предоставляется возможность провести быструю
    замену для продолжения атаки.
    В3. При затягивании процесса подготовки атаки.
    В принципе, команде всегда должна быть предоставлена возможность
    построения предварительной фазы атаки с помощью паса, до того как она
    сможет создать ситуацию для атаки.
    Характерными признаками затягивания процесса построения
    предварительной фазы атаки являются:
    · нет каких-либо признаков атакующих действий в атаке команды;
    Комментарий:
    В частности, атакующие действия команды с мячом заключаются в
    использовании тактических методов для достижения преимущества над
    защитниками в пространстве или увеличении скорости атаки по сравнению с
    подготовительной фазой.
    · игроки, разыгрывающие мяч, остаются в статическом положении или
    двигаются в обратном направлении от ворот соперника;
    · игра мячом на одном месте;
    · когда атакующий игрок, находясь в контакте с защитником,
    поворачивается преждевременно от него и ждет, когда судьи прервут
    игру, или не стремится получить преимущество над защитником в
    пространстве;
    · активные действия защиты, когда действия защиты преобладают над
    атакующими действиями соперника, то есть защитники блокируют пути
    передачи мяча и перемещение игроков;
    · особенным признаком пассивной фазы построения атаки является
    ситуация, когда атакующая команда не увеличивает интенсивность своих
    действий от начала построения атаки до ее завершения.

    С. Методика использования предупреждающего жеста
    Если судья (судья в поле, или судья на линии ворот) определил пассивную
    игру, он поднимает руку (жест № 17) для фиксации ситуации, когда команда не
    пытается произвести бросок по воротам. Другой судья также должен
    использовать предупреждающий жест.
    Предупреждающий жест сигнализирует о том, что команда, владеющая мячом,
    не предпринимает никаких попыток для взятия ворот или повторно затягивает
    возобновление игры.
    Жест используется до тех пор, пока:
    · не закончится атака;
    · предупреждающий жест больше не должен использоваться (смотри
    ниже).
    Атака начинается с момента, когда команда овладела мячом, и заканчивается
    после взятия ворот или потери мяча.
    Предупреждающий жест обычно используется до окончания атаки. Однако, и
    во время атаки имеют место две ситуации, когда использование
    предупреждающего жеста теряет силу и следует прекратить его действие:
    a) Команда, владеющая мячом, выполняет бросок по воротам, и мяч от ворот
    или вратаря опять возвращается к ней (непосредственно или для
    выполнения броска из-за боковой линии);
    b) Игрок или официальное лицо команды защиты получает персональное
    наказание за нарушение правил или неспортивное поведение в соответствии
    с Правилом 16.
    При этих двух ситуациях команда, владеющая мячом, получает право на
    построение новой атаки.
    D. Действия при предупреждающем жесте
    При предупреждающем жесте судьи должны предоставить возможность
    команде, владеющей мячом, изменить свои действия в атаке. При этом
    необходимо учитывать возраст игроков и уровень их подготовки.
    В этой ситуации команда должна быть способной подготовить атаку для взятия
    ворот.
    Если же судьи не определяют изменений в атакующих действиях команды для
    создания голевой ситуации, то один из судей назначает свободный бросок за
    пассивную игру (Правила 7:11-12). Смотри также “Критерий принятия решения
    после использования предупреждающего жеста”.
    Замечание:
    При этом судьи должны проявить осторожность в определении момента отбора
    мяча у команды, чтобы это не произошло в момент броска по воротам или в
    момент выхода на ворота соперника для броска.
    Критерий принятия решения при предупреждающем жесте.
    D1. Для атакующей команды:
    · Не просматривается увеличение темпа игры.
    · Действия игроков не нацелены на взятие ворот.
    · При игре один против одного не достигается преимущество игрока с
    мячом в пространстве.
    · Замедленный розыгрыш мяча (например, в ситуации, когда защитники
    перекрывают пути передачи мяча).
    D2. Для защищающейся команды:
    · Защищающаяся команда предотвращает попытки увеличения темпа игры
    или атакующих действий нападающих допустимыми методами.
    · Игра нападающих не является пассивной, если действия защитников
    сопровождаются постоянными нарушениями.

    Е. Приложение.
    Признаки уменьшения динамики игры:
    · Поперечные действия без продвижения к воротам;
    · Частые перемещения атакующих вдоль защитников без попыток войти в
    контакт с ними;
    · Отсутствие атакующих действий в глубине защиты с использованием
    паса в зоне между линией площади ворот и линией свободных бросков;
    · Повторяющиеся передачи мяча между двумя игроками нападения без
    каких ибо попыток атаковать ворота;
    · Передачи мяча со всех позиций (крайних, линейных и полусредних) без
    каких либо попыток увеличения темпа игры и подготовки атаки на
    ворота.
    Признаки отсутствия преимущества в пространстве при игре один
    против одного:
    · очевидно, что не созданы условия для броска (несколько соперников
    используют обычный блок);
    · отсутствует попытка произвести бросок по воротам;
    · очевидно, что основные действия нападающего не направлены на
    создание условий для броска своей команды (например, создаются
    условия для его захвата, а возможность для выполнения броска не
    используется).
    Признаки активной защиты в соответствии с правилами:
    · Отсутствие нарушений, вызывающих прерывания в игре;
    · Перекрытие пути передвижения нападающих, например, с помощью
    двух защитников.
    · Выдвижение вперед для перехвата паса;
    · Выдвижение игроков защиты вперед, вынуждая нападающих отойти назад;
    · Создание условий, вынуждающих нападающих возвратить мяч далеко назад.

    5. Начальный бросок (10:3)
    В соответствии с основными требованиями Правила 10:3, судьи должны
    создать все условия командам для быстрого выполнения начального броска.
    Это значит, что судьи должны избегать педантизма и не выискивать повод
    вмешательства в игру или находить наказания, если команда пытается быстро
    выполнить этот бросок.
    Например, судьи должны стараться избегать делать замечания или
    использовать другие воспитательные действия, когда игроки быстро занимают
    исходное положение. Судья в поле должен быть готовым быстро подать
    свисток, как только игрок, выполняющий бросок, займет правильное
    положение, при этом нет обязательной необходимости вмешиваться в
    расстановку других игроков. Судьям необходимо также помнить, что игроки
    команды, выполняющей бросок, имеют право пересекать центральную линию,
    как только прозвучит свисток. (Это является исключением из основных
    принципов выполнения стандартных бросков).
    Хотя правила и требуют, чтобы игрок, выполняющий бросок, стоял на
    центральной линии с возможным отклонением от центральной точки на 1.5
    метра, судьи не должны быть чрезмерно требовательными к выполнению
    данного положения с точностью до сантиметра. Основная задача заключается в
    том, чтобы исключить нечестные и неопределенные условия для соперника,
    при которых ему не будет ясно, когда и где будет выполняться начальный
    бросок.
    Кроме того, на многих площадках не промаркирован центр, а на некоторых
    даже центральная линия выполнена в виде пунктирной из-за рекламы в центре
    игровой площадки. В этих условиях судья вынуждены будут приблизительно
    определять правильную позицию игрока, выполняющего начальный бросок, и
    любой случай уточнения расстановки игроков будет неуместным и трудно
    осуществимым.

    6. Определение явной возможности взятия ворот (14:1)
    Правило 14:1 дает описание ситуаций явной возможности взятия ворот,
    которые имеют место, когда:
    а) игрок с мячом находится у линии площади ворот соперника, контролирует
    свой корпус и имеет возможность выполнить бросок по воротам, и при этом
    никто из соперников уже не сможет предотвратить бросок дозволенным
    способом;
    это также относится и к случаю, когда игрок еще не поймал мяч, но ничто не
    мешает ему сделать это, и при этом никто из соперников уже не сможет
    помешать поймать мяч дозволенным способом;
    b) игрок в контратаке бежит с мячом (или выполняет ведение), контролируя
    свой корпус, и выходит один на один с вратарем, при этом нет никого из
    соперников, кто мог бы успеть занять место перед ним и прервать контратаку;
    это также относится и к случаю, когда игрок еще не поймал мяч, но ничто не
    мешает ему сделать это, но при этом вратарь противоположной команды
    вследствие столкновения с игроком в игровой зоне согласно 8:5 Комментарий,
    предотвращает возможность поймать мяч; в этом особом случае расположение
    игроков защиты не имеет значения;
    с) вратарь покинул площадь собственных ворот, а соперник с мячом,
    контролирующий свой корпус, имеет возможность беспрепятственно забросить мяч в пустые ворота.

    7. Остановки игры Секундометристом или Делегатом (18:1)
    Если секундометрист или делегат вмешиваются в процесс проведения игры,
    когда она уже была остановлена, то игра возобновляется броском в
    соответствии с ситуацией, которая имела место до ее остановки.
    Если секундометрист или делегат вмешиваются в процесс проведения игры и,
    соответственно, прерывают ее, когда мяч находился в игре, то игра
    возобновляется в соответствии со следующими ситуациями:
    A. Нарушение правила замены, или запрещенный выход игрока
    (Правила 4:2-3; 5:6).
    Секундометрист (или делегат) вынуждены немедленно прервать игру без учета
    правила “преимущества” в соответствии с Правилами 13:2 и 14:2. Если
    остановка игры была вызвана нарушением игрока защиты, в результате чего
    была сорвана явная возможность взятия ворот, то назначается 7-метровый
    бросок в соответствии с Правилом 14:1а. Во всех других случаях назначается
    свободный бросок.
    Виновный игрок наказывается в соответствии с Правилом 16:3а. Однако, если
    имеет место запрещенный выход игрока согласно Правилу 4:6 в момент явной
    возможности взятия ворот, то он наказывается в соответствии с Правилом 16:6b
    совместно с Правилом 8:10b.
    В. Прерывания по другим причинам, например, неспортивное поведение в зоне запасных.
    a. Вмешательство секундометриста
    Секундометрист должен обождать до очередной остановки игры, и
    только после этого проинформировать судей о нарушении.
    Если же секундометрист все же прервал игру, когда мяч был в игре, то
    игра возобновляется свободным броском для команды, которая владела
    мячом. Если же прерывание игры произошло из-за нарушения
    защищающейся команды, и по этой причине была сорвана явная
    возможность взятия ворот, то назначается 7-метровый бросок в
    соответствии с Правилом 14:1b.
    Таким же образом необходимо действовать, если секундометрист
    останавливает игру по причине предоставления командного тайм-аута, а
    судьи считают, что время выбрано неправильно и не предоставляют
    командный тайм-аут. Если же при этом была сорвана явная возможность
    взятия ворот, из-за остановки игры, то назначается 7-метровый бросок.
    Секундометрист не имеет право объявлять наказание игроку или
    официальному лицу команды. В то же время он информирует судей о
    нарушениях, которые имели место, и которые судьи не зафиксировали. В
    этом случае судьи могут сделать только формальное замечание. Если же
    данное нарушение подпадает под Правила 8:6 или 8:10, то они обязаны
    подать письменный рапорт.
    b. Вмешательство делегата
    Технический делегат МФГ, континентальной федерации или
    национальной федерации, который выполняет свои обязанности во время
    игры, имеет право проинформировать судей о возможном другом
    решении при нарушениях правил (исключение составляют случаи
    принятия решения судьями на основе их видения ситуации) или при
    нарушениях регламента зоны замены.
    Делегат имеет право прервать игру немедленно. В этом случае игра
    возобновляется свободным броском командой, которая не совершала
    нарушения, по причине которого была прервана игра.
    Если игра прервана по причине нарушения защищающейся команды и по
    этой причине была сорвана явная возможность взятия ворот, то
    назначается 7-метровый бросок в соответствии с Правилом 14:1а.
    Судьи обязаны персонально наказать нарушителя в соответствии с
    информацией делегата.
    Факты нарушений Правил 8:6 или 8:10 должны быть отображены письменно в рапорте судей.

    Статьи по теме:

    Жесты судей

    Регламент зоны запасных

    Руководство по игровым площадкам и воротам

    Этапы подготовки гандболистов в ДЮСШ

    Спортивные школы по гандболу