24 сентября 2018
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Ловкость волейболиста

    Среди физических качеств ловкость занимает особое положение: она имеет самые многообразные связи с остальными физическими качествами и поэтому носит наиболее комплексный характер.
    Под ловкостью понимают, во-первых, овладение двигательными координациями; во-вторых, быстрая обучаемость спортивным движениям и их совершенствование; в-третьих, целесообразное применение навыков и в соответствии с требованиями меняющейся обстановки быстрое и рациональное их перестроение.
    Ловкие движения — это движения очень тонкие по своей пространственной точности, координированности и наряду с этим четко укладывающиеся в определенные, подчас очень сжатые, временные рамки. При этом пространственная и временная точность и их сочетание проявляются не только в стандартных, но и в переменных условиях.

    Различают три степени ловкости. Первая — характеризуется пространственной точностью и координированностью движений. Вторая — пространственной точностью и координированностью в сжатые сроки. Третья — высшая степень ловкости — проявляется и в точности, и в координированности движений, осуществляемых в сжатые сроки в переменных условиях. Проще это можно сформулировать так, что первая степень ловкости — это точность, вторая — точность в быстроте, третья — точность в быстроте при переменных условиях.

    Для игры в волейбол необходимы все три степени ловкости. При этом важную роль играет высшая степень, так как является предпосылкой овладения и совершенствования спортивной техники.
    Ловкость волейболиста тесно связана с умением владеть своим телом при падениях, перекатах, применяемых при приемах трудных мячей, а также при выполнении технических приемов в безопорном положении (прием мяча в падении с перекатом на грудь, при нападающих ударах, блокировании, передачи мяча в прыжке).
    Воспитание ловкости волейболиста — это совершенствование координационно сложных двигательных действий, а
    главное, способности быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владения своим телом в безопорном положении.


    Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее можно в значительной степени совершенствовать.
    Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. В связи с этим основная задача тренировки по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки.
    Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.


    Наиболее распространенные средства воспитания ловкости — это упражнения из акробатики, гимнастики, спортивные и подвижные игры. Подбор средств должен быть подчинен основному принципу — в упражнениях должен всегда содержаться элемент новизны, движения нужно всегда усложнять, т.е. практически почти каждое общеразвивающее упражнение может рассматриваться как упражнение, направленное на воспитание ловкости, если в него постоянно вносить изменения, создавать непривычные условия выполнения (например, при помощи различных исходных положений) и т.д.


    Важное значение на этапе начальной подготовки юных волейболистов (10-13 лет) имеет воспитание ловкости, которая создает основу для успешного овладения сложными техническими приемами игры и тактическими действиями на последующих этапах многолетней спортивной тренировки. С этой целью на этапе начальной подготовки волейболистов могут быть использованы спортивные и подвижные игры, эстафеты, упражнения с мячами (волейбольными, теннисными — жонглирование), прыжки через скакалку, прыжки через гимнастическую скамейку с поворотами вправо и влево на 90 и 180 градусов, прыжки с подкидного мостика, слаломный бег с ведением мяча рукой или ногой, бег с преодолением препятствий, гимнастические и акробатические упражнения.
    В дальнейшем при воспитании ловкости должно быть отведено место овладению новыми двигательными навыками, умениями, совершенствованию способности эффективно перестраивать двигательную деятельность при изменении обстановки.
    Поэтому на этом этапе подготовки воспитание ловкости предусматривает совершенствование способности юными волейболистами осваивать координационно сложные действия и перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями внезапно меняющейся обстановки.
    Средствами совершенствования ловкости являются упражнения, требующие большой координированности движений, прыжковые упражнения на батуте или подкидном мостике с выполнением различных движений руками и ногами, акробатические упражнения с последующим выполнением технических приемов, спортивные и подвижные игры, эстафеты и т.д.
    В учебно-тренировочных группах и группах спортивного совершенствования совершенствование ловкости базируется на разностороннем двигательном опыте, обширном комплексе двигательных навыков и умений, характерных для игры в волейбол.
    Особое внимание на этих этапах подготовки необходимо уделять умению управлять своим телом в безопорном положении (прыжки на батуте с выполнением имитации различных технических приемов, то же, но прыжки с подкидного мостика с имитацией нападающего удара броском теннисного мяча через сетку), выполнение нападающего удара (мяч подбрасывает тренер), также отталкиваясь от подкидного мостика и т.д.
    При этом особенно важна степень сознательного владения своим телом как при выполнении упражнения в целом, так и его отдельных элементов. С целью совершенствования ловкости у юных волейболистов необходимо перед выполнением отдельных технических приемов или элементов менять исходное положение, давать игрокам выполнять какие-нибудь акробатические упражнения (кувырки, перевороты и т.д.), а также неожиданно менять ситуации. Неоценимую пользу при совершенствовании ловкости дают спортивные и подвижные игры, эстафеты и, конечно, акробатические упражнения.

    Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие.

    Измерителями ловкости являются:

    1) координационная сложность задания,

    2) точность его выполнения,

    3) время выполнения, в частности, время, необходимое для овладения должным уровнем точности, либо минимальное время от момента изменения обстановки до начала ответного движения.

    СПЕЦИАЛЬНАЯ ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВКА ЮНЫХ ВОЛЕЙБОЛИСТОВ Методические рекомендации