Общая психологическая подготовка «либеро»

Официальные правила волейбола Глава 6. ИГРОК ЛИБЕРО
Программные документы работы Детско-юношеских спортивных школ лимитируют начало занятий волейболом для детей не ранее чем с 9 лет. Только с 12-13 лет, после четырех лет занятий, юные спортсмены начинают выступать в официальных соревнованиях. Естественно, что это время должно быть потрачено на общую базовую подготовку волейболиста. Различия, необходимые для специализированной подготовки «либеро» могут активно выявиться к 15-16 годам. Поэтому на первом этапе обучения различия в психологической подготовке юного игрока в зависимости от его предполагаемой будущей специализации в игре отсутствуют. Рассмотрим психофизические качества «либеро».
Развитие процессов восприятия (переферическое зрение, глубинное зрение, цветовое зрение).
Для развития этих психофизических качеств, в тренировочной работе надо как можно больше варьировать дистанции при передачах, приемах подач, приемах различных видов нападающих ударов с разной скоростью и траекторией, проводить приемы подач и ударов из различных исходных положений, после сигналов, как звуковых, так и зрительных. Полезны приемы мяча с заранее установленной траекторией полета и в заданную точку. Можно проводить указанные элементы с непрозрачной сеткой. В тренировку необходимо вводить различные спортивные игры: баскетбол, футбол, теннис... Периферическое зрение развивается работой с несколькими мячами с разных направлений, движением среди различных помех на поле. Восприятие движений можно тренировать работой с мячами разных размеров и веса, так же с волейбольными мячами, но с разными партнерами по росту, силе - в тройках и четверках. Быстрота реакции воспитывается упражнениями с быстрыми переключениями между волейбольными действиями, из необычных исходных положений, после перемещений, прыжков, акробатических элементов. Специализированные восприятия («чувство мяча», «чувство партнера», «чувство площадки».) образуются в ходе интегральной и игровой подготовки волейболиста.
Развитие внимания.
Развитие этого качества особенно важно для дальнейшей специализации «либеро». Оно требует высокой устойчивости по противостоянию утомлению, способностью к мобилизации. На тренировочных занятиях надо создавать волейболисту условия, при которых необходимо воспринимать несколько динамических, или статических объектов. В тренировку включают упражнения с несколькими мячами, всевозможными перемещениями, умениями выделять наиболее важные объекты или действия.
Развитие тактического мышления, памяти, представления и воображения.
Перечисленные качества развиваются в основном в ходе соревновательной и игровой деятельности. Это происходит при быстром и правильном ориентировании в сложной игровой обстановке, при быстрой и правильной оценке ситуации и последствий собственных действий, при умении самостоятельно применять эффективные технические приемы, умении предвидеть и угадывать действия соперника, анализировать свои действия.
Развитие способностью управлять своими эмоциями.
Для развития и реализации таких умений психологами разработаны общие для всего спорта приемы: снятия утомления и восстановления во время тренировочных занятий, в предстартовой ситуации, игровой деятельности, послеигровой период (9),(10).
Развитие волевых качеств.
Достигается постановкой сложных тренировочных заданий с обязательным контролем их полного выполнения, проведением тренировки и игры в усложненных условиях, обучением без колебания выполнять намеченный план игры и принимать на себя ответственность за результат.
Из книги Кривошеина А. А. Психологическая, физическая и техническая подготовка игрока «либеро» в условиях ДЮСШ, СДЮШОР и Волейбольно – спортивных Клубов (ВСК)
Статьи по теме:
Официальные правила волейбола 2015-2016
Отбор детей для занятий волейболом
Специальная физическая подготовка волейболистов
Психологическая подготовка спортсменов в ДЮСШ