18 сентября 2018
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Физическая подготовка в спортивной школе по лёгкой атлетике

    Физическая подготовка в спортивной школе по лёгкой атлетике включает в себя общую физическую подготовку (ОФП) и специальную физическую подготовку (СФП).

    ДЮСШ по лёгкой атлетике

    ОФП - необходимый фундамент совершенствования спортивного мастерства юных легкоатлетов. Это процесс развития физических качеств, неспецифических для избранного вида сорта, но влияющих под воздействием мышечной деятельности на состояние органов и систем организма.
    Учитывая природное развитие детей в этот период подготовки и сенситивные периоды в развитии физических качеств, главными задачами ОФП в период начальной подготовки становятся развитие общей выносливости, быстроты, координационных способностей, силы и гибкости мышечных групп и подвижности суставов.
    Выносливость в циклических видах спорта, в том числе и в лёгкой атлетике, определяется уровнем развития аэробных возможностей.

    Пути решения задачи увеличения аэробных возможностей:

    • повышение уровня максимального потребления кислорода (МПК);
    • развитие способности поддерживать этот уровень в течение длительного времени;
    • увеличение быстроты развёртывания дыхательных процессов до максимальных величин.

    Среди средств повышения дыхательных возможностей наиболее эффективны те, в которых участвует большое количество мышечных групп. К ним относятся: бег, ходьба, общеразвивающие упражнения, плавание, передвижение на лыжах, спортивные игры. Большую часть этой работы следует проводить в аэробных условиях на свежем воздухе. В качестве основных методов для данного возраста наиболее приемлемым является метод непрерывного равномерного характера. Так как дети этой возрастной категории в силу своих возрастных физиологических и психоэмоциональных особенностей не в состоянии длительно переносить монотонную работу, можно применять так называемые кросс - походы, т.е. кроссовый бег средней интенсивности с ЧСС не более 150-160 уд/мин в сочетании с элементами ходьбы, ОРУ в движении и игровых элементов. Продолжительность таких кросс - походов от 1,5 до 2 часов, за это время комплексно можно решить несколько важных задач по повышению уровня ОФП. Решая задачи развития общей выносливости, тренер закладывает фундамент для развития скоростной выносливости на последующих этапах многолетнего учебно-тренировочного процесса. 

    Гибкость развивается и поддерживается с самого начала занятий юных легкоатлетов. Это эластичность мышц, суставно-связочного аппарата, подвижность в суставах. Параметры гибкости очень важны при выполнении всех видов и вариантов бега и беговых упражнений, прыжков и метаний. Для развития гибкости применяются упражнения, при выполнении которых достигается максимально возможная амплитуда. Эти упражнения могут быть активными, когда для достижения максимальной амплитуды используются внешние силы ( партнёр). Также применяются статические упражнения: маховые движения отдельных звеньев тела; пружинистые упражнения ( покачивания в выпадах – вперёд - в сторону, перекаты ); все виды наклонов; статические упражнения, связанные с сохранением максимальной амплитуды в течение нескольких секунд (шпагат, стойка на лопатках). При этом происходит растягивание отдельных мышечных групп. Тренирующий эффект достигается высокой степенью перегрузки ( до болевого ощущения).
    Быстрота - важнейшее физическое качество для легкоатлета. Хотя она - одна из наследуемых физических способностей человека, но в 9-12 лет - это самый благоприятный период для развития быстроты. При этом успешно применяются беговые упражнения, ускорения на коротких отрезках (20-40м) с максимальной частотой движений, многоскоки, эстафеты, подвижные игры с бегом. Наиболее продуктивен при этом повторный метод с выполнением заданий сериями в сочетании с отдыхом до восстановления.
    Координационные способности, т.е. способности быстро овладевать новыми координационными движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с внезапно меняющейся обстановкой на этапе начальной подготовки развиваются очень продуктивно. На этом этапе очень важно заложить фундамент двигательных умений и навыков для последующего выполнения более сложных технических элементов.

    СФП - это тоже процесс развития физических качеств, но отвечающих специфическим требованиям деятельности в данном виде спорта и соревновательной деятельности. Средства СФП включают специальные беговые упражнения, бег и ходьбу во всех разновидностях ( в равномерном и переменном темпе; барьерный бег; повторно-переменный и интервальный; бег и ходьба в гору, по снегу, по песку и т.д), а также прыжковые и скоростно- силовые упражнения, близкие по своей структуре к бегу и ходьбе, которые направлены на развитие мышц, несущих основную нагрузку при беге.

    Примерный комплекс упражнений:

    • бег с высоким подниманием бедра и движениями рук, как при беге;
    • бег с акцентированным отталкивание стопой и небольшим продвижением вперёд;
    • семенящий бег с расслаблением плечевого пояса;
    • бег с захлёстом голени;
    • прыжки с ноги на ногу;
    • скачки на одной ноге;
    • специальные упражнения барьериста;
    • специальные упражнения на гибкость.

    Кроме этих упражнений в занятия могут быть включены упражнения игрового и скоростно-силового характера (с тягой бедром вверх и вниз с сопротивлением; ходьба, прыжки, подлезания и перелезания через барьеры; ходьба выпадами, пригибная; спрыгивания и впрыгивания с небольшой высоты; выпрыгивания вперёд-вверх («лягушка»); различные подвижные и спортивные игры.
    Специальная скоростно-силовая нагрузка оказывает благоприятное влияние на опорно –двигательный аппарат спортсменов, быстрее помогает приспосабливаться к продолжительной циклической работе на выносливость, что, в свою очередь, способствует эффективности и экономичности техники движений при беге.
    При применении средств С Ф П в работе с учащимися групп начальной подготовки тренеру необходимо быть очень осторожным, учитывая особенности детского организма и руководствоваться основными принципами - от простого к сложному и максимальной доступности.

    Из Рабочей программы для спортивно-оздоровительных групп Берёзовской ДЮСШ Олимп

    Статьи по теме:

    Дети и професиональный спорт

    Правила легкой атлетики

    Дисциплины легкой атлетики

    Международная Ассоциация легкоатлетических федераций (ИААФ)

    Нормативы для присвоения спортивных званий в лёгкой атлетике