Развивающие подвижные игры на свежем воздухе для детей
Встречная эстафета на санках
Место проведения: ровная снежная площадка размером 50×50 м, на каждой стороне которой размечают линию старта, а рядом – коридор шириной 1,5–2 м. Расстояние между линиями старта – 15–30 м, между командами на гоночной трассе – не менее 7 м.
Инвентарь: 2 санок; 4 лыжные палки для каждой команды; свисток; секундомер. Инвентарь для всех команд желательно иметь одинаковый.
Содержание и ход игры. После назначения судей класс делится на две или три команды с четным количеством игроков в каждой. Производится расчет по порядку. Четные номера переходят на противоположную сторону площадки. Обе подгруппы выстраиваются в колонну по два напротив друг друга. Перед одной из линий старта располагаются первые номера на санках с палками в руках; палки – на линии старта.
По сигналу учителя первый номер начинает быстро продвигаться ко второму, отталкиваясь ногами и палками. Как только санки пересекут линию, второй номер разворачивает их, садится на них, берет палки и начинает движение навстречу третьему, и так до тех пор, пока санки не окажутся вновь у первого номера, который поднимает руки вверх и громко говорит: «Есть!». Игра повторяется несколько раз.
В каждом розыгрыше судьи на старте следят за тем, чтобы все игроки подгруппы участвовали в гонке; на трассе – за качеством прохождения дистанции.
Правила игры
1. Нельзя начинать движение до сигнала.
2. Меняться палками и местами на санках можно только в коридоре.
3. Во время прохождения дистанции нельзя вставать с санок.
4. В коридоре должны ожидать своей очереди следующие участники эстафеты, по одному от команды.
5. За нарушение дисциплины и правил игры команда получает штрафные очки.
Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше победных очков и меньше штрафных. При участии трех команд за первое место присуждается 2 очка, за второе – 1, за третье – команда очков не получает.
Методические указания. Нагрузку в игре можно регулировать, увеличивая или уменьшая длину гоночной трассы, а также меняя способы гонки. Эти способы известны детям и уже использовались в других играх, например: стоя на санках, стоя на коленях, сидя на санках, ноги стоят на полозьях санок и др.
Гонки на санках стоя на коленях
Место проведения: ровная снежная площадка с твердым снежным покровом, например во время заморозок после оттепели, размером 50×50 м. Расстояние между линиями старта и финиша – 20–40 м в зависимости от уровня подготовленности играющих.
Инвентарь: санки; 2 лыжные палки для каждого игрока либо 2–3 комплекта на команду; флажки для разметки дистанции и для работы судей; повязки на рукав для одной из команд; секундомер; протоколы и карандаши. Если команд участвует больше двух, то повязки могут быть разных цветов.
Содержание и организация игры. Класс делится на команды по 4–5 человек в каждой, если позволяет ширина соревновательной трассы. Команды выстраиваются у линии старта. Производится расчет по порядку номеров. Оговаривается сторона, по которой участники игры возвращаются в свою команду. Девочки соревнуются между собой.
Первые номера стоят на коленях на санках у линии старта, вторые держатся за санки сзади. По сигналу вторые номера начинают сильно толкать санки, чтобы создать первоначальную скорость движения. Затем первые номера, отталкиваясь палками, продвигают санки до линии финиша. Судья-секундометрист засекает время прохождения дистанции, а судья-информатор объявляет занятые места и количество победных очков, набранных в первом заезде. Тем временем первые номера быстро возвращают санки на линию старта и встают в конец колонны, вторые принимают исходное положение, а третьи встают сзади вторых, и так до тех пор, пока первые не вернутся на линию старта. После подведения итогов первого заезда стартуют вторые номера, и т.д.
Каждый участник должен пройти дистанцию 2–3 раза.
Правила игры
1. Толчок санок с линии старта выполняется только после сигнала.
2. Гонка считается законченной, когда участник пересечет линию финиша.
3. Если игрок упал, он должен занять исходное положение на санках в месте падения и продолжить гонку.
Подведение итогов. Определение победителя возможно в индивидуальном и командном зачете. Побеждает участник, который на три прохождения дистанции затратил меньше времени. Командное первенство определяется по наименьшей сумме личных результатов участников и наибольшей сумме победных очков. При участии трех соревнующихся команд за первое место присуждается 2 очка, за второе – 1, за третье очки не присуждаются.
Методические указания.
При проведении пробной игры уточняются ее правила, а судьи тренируются в выполнении своих обязанностей. Работу судьи-секундометриста учитель контролирует лично, чтобы обсудить успехи и недочеты. С одной стороны, учитель осуществляет контроль за работой судьи-секундометриста, а с другой – пресекает недовольство и споры среди учащихся. В этом случае и судьи более ответственно относятся к своим обязанностям. После того как учащиеся освоят этот вид передвижения на санках, научатся анализировать ошибки – свои и своих товарищей, можно усложнить задание, увеличив дистанцию. В случае командной гонки можно провести игру в форме встречной эстафеты.
В горку сидя на санках спиной вперед
Место проведения: горка с пологим склоном на пришкольной площадке. Линия старта должна находиться под горкой, а линия финиша – на горке. Расстояние между линией старта и линией финиша – 10–15 м. Можно разметить зону подъема для каждой команды.
Инвентарь: не менее 2 санок для каждой команды; флажки для разметки линий старта и финиша; секундомеры; протоколы.
Содержание и ход игры. Класс делится на команды с равным числом мальчиков и девочек в каждой. Девочки соревнуются друг с другом. В зависимости от ширины склона и количества учащихся на старт приглашаются все или только две команды. При большом количестве команд одна из них выполняет роль судей: на старте, на трассе и на финише.
И.п. – сидя на санках спиной по направлению подъема, руки держатся за края санок, полозья – у стартовой черты.
По сигналу первые номера, отталкиваясь ногами, поднимаются в горку. Дистанция считается пройденной, когда ноги игрока пересекут линию финиша. За первое место в заезде при участии трех команд присуждается 2 очка, за второе – 1 очко, за третье – очки не присуждаются. Время, затраченное на подъем каждым участником, фиксируется в протоколе и громко объявляется всем игрокам. Как только все поднимутся в горку по одному разу, подводятся итоги заезда: судьи объявляют результаты своих наблюдений и подсчитывают победные очки. Затем судьями становятся участники другой команды. Перед очередным подъемом в горку дается время для анализа и координации своих действий. Подъем в горку каждая команда выполняет не менее трех раз.
Правила игры
1. Санки для всех игроков должны быть одинакового веса и фактуры.
2. Если участник упал, он должен занять исходное положение на санках в месте падения и продолжить подъем.
3. При подъеме нельзя поворачиваться и проверять правильность направления движения: любое отклонение от трассы считается ошибкой.
4. На трассе не должно быть никого, кроме участников гонки и судей.
Подведение итогов. Итоги подводятся как в личном, так и в командном первенстве. Побеждает команда, которая набрала больше победных очков, сделала меньше ошибок и затратила наименьшее время по итогам трех попыток.
Методические указания. Желательно предусмотреть одинаковые условия подъема для всех команд – примерно одинаковый уклон и т.п. Если ширина склона невелика, то при повторном подъеме команды меняются местами.
До начала игры каждый участник должен пройти дистанцию не менее одного раза. Затем проводится пробная игра, где уточняются схема продвижения участников и правила игры, а судьи знакомятся со своими правами и обязанностями. Замена судейской бригады действующей командой после каждого подъема дает, с одной стороны, хорошую двигательную нагрузку, а с другой – большее количество учащихся за игру в роли судей научатся замечать ошибки и достижения у одноклассников и лучше поймут свои.
Эстафета лежа на санках
Место проведения: ровная снежная площадка размером 20×40 м. Расстояние между линией старта и коридором – 10–30 м в зависимости от уровня подготовленности и возраста учащихся. Коридор и линию старта размечают на противоположных сторонах флажками и цветной линией шириной 1,5–2 м. Ширина каждой дорожки – 3 м.
Инвентарь: санки для всех команд – желательно одинаковые; флажки для разметки линии старта и коридора; палка с заостренным концом; шнур и краска для разметки дорожек; варежки, обшитые водоотталкивающей тканью.
Содержание и ход игры. Игра проводится с небольшим количеством участников в каждой команде. Заранее назначают или выбирают судей, определяют их обязанности и права.
Первые номера команд располагаются на линии старта в полуприседе, руки на санках. По сигналу они ложатся на санки, оттолкнувшись ногами для ускорения, а затем, отталкиваясь только руками, продвигаются к коридору. В коридоре они разворачивают санки, отталкиваются ногами, ложатся на санки и таким же способом продвигаются к линии старта – финиша. Засекается время каждого игрока и определяются победные очки за занятые места в каждом из заездов. При участии четырех команд игрок, первым выполнивший задание, получает 3 очка, за второе место присуждается 2 очка, за третье – 1 очко. Участник, занявший последнее место, очков не получает. Время прохождения дистанции громко объявляется и фиксируется в протоколе. Затем стартуют вторые номера, и т.д. По окончании игры в течение 2–3 мин. судьи рассказывают о ее итогах, учащиеся анализируют свои действия для улучшения личного и командного результата. Игра повторяется 2–3 раза, затем подводится общий итог.
Правила игры
1. Поворачивать санки можно только в коридоре, выход за его пределы считается ошибкой.
2. Отталкиваться ногами можно 2 раза – со старта и после поворота. За каждый толчок ногами на трассе участник получает штрафное очко.
3. Нельзя заезжать на дорожку соперников. За нарушение участник получает штрафное очко.
Подведение итогов. Выигрывает команда, набравшая больше очков и сделавшая меньше ошибок. В личном первенстве выигрывает ученик, который в сумме всех попыток затратил меньше времени и набрал больше победных очков. Следует отметить учащихся, сумевших найти и исправить свои ошибки и улучшить результат. Девочки соревнуются между собой; личное первенство определяется отдельно для мальчиков и для девочек.
Методические указания. До проведения игры следует дать время учащимся потренироваться в таком способе передвижения на этом занятии или на предыдущем. При этом определяется рисунок передвижения, уточняются правила, анализируются возможные ошибки. Судьи тренируются в судействе, совершенствуются в умении работать с секундомером и заполнять протоколы.
По материалам статьи Л.Смирновой в газете Спорт в школе от 15 декабря 2009 года
Статьи по теме
Профилактика гиподинамии
Заболевания при недостатке движения
Движение и гармоничное развитие личности
Бесплатные спортивные секции в ЮЗАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции для детей и взрослых в СЗАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в ЦАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в САО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в ЗАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в ЮВАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в ЮАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в СВАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции в ВАО г.Москвы
Бесплатные спортивные секции для пенсионеров в Петербурге
Бесплатные спортивные секции для детей в Ростове-на-Дону
Спортивные секции для детей в Пскове
Бесплатные спортивные школы, клубы и секции для детей в Екатеринбурге
Спортивные секции для детей в Великих Луках