Необходимым условием гармоничного развития личности ребенка является достаточная двигательная активность
Исследования гигиенистов свидетельствуют, что до 85% дневного времени большинство детей находится в статическом положении (сидя). Даже у младших школьников произвольная двигательная деятельность (ходьба, игры) занимает только 16 - 19% дневного времени, из них на организованные формы физического воспитания приходится лишь 1 - 3 %. Общая двигательная активность детей с поступлением в школу падает почти на 50%, снижаясь от младших классов к старшим. Установлено, что двигательная активность в 9 - 10 классе меньше, чем в 6-7 классе, девочки делают в сутки меньше шагов, чем мальчики. Двигательная активность школьников особенно мала зимой, весной и осенью она возрастает.
Школьникам не только приходится ограничивать свою естественную двигательную активность, но и длительное время поддерживать неудобную для них статическую позу, сидя за партой или учебным столом.
Малоподвижное положение за партой или рабочим столом отражается на функционировании многих систем организма ребенка, особенно сердечно-сосудистой и дыхательной. При длительном сидении дыхание становится менее глубоким, обмен веществ понижается, происходит застой крови в нижних конечностях, что ведёт к снижению работоспособности всего организма и особенно мозга: снижается внимание, ослабляется память, нарушается координация движений, увеличивается время мыслительных операций.
Отрицательные последствие гипокинезии проявляется так же сопротивляемости молодого организма простудным и инфекционным заболеваниям, создаются предпосылки к формированию слабого, нетренированного сердца и связанного с этим дальнейшего развития недостаточности сердечно-сосудистой системы. Гипокинезия на фоне черезмерного питания с большим избытком углеводов и жиров в дневном рационе может вести к ожирению.
У малоподвижных детей очень слабые мышцы. Они не в состоянии поддерживать тело в правильном положении, у них развивается плохая осанка, образуется сутулось.
Единственная возможность нейтрализовать отрицательное явление, возникающего у школьников при продолжительном и напряжённом умственном труде, - это активный отдых от школы и организованая физическая деятельность.
При систематических занятиях физической культурой и спортом происходит непрерывное совершенствование органови систем организме человека. В этом главным образом и заключается положительное влияние физической культуры на укрепление здоровья.
Средние показатели роста и развития, а так же некоторые функциональные показатели у юных физкульнурников значительно выше, чем у их сверстников, не занимающихся спортом : длинна тела юношей 16-17 лет больше на 5,7 - 6 см. , масса тела - на8- 8,5 кг, а окружность грудной клетки на 2,5 - 5 см. , сила сжатия кисти руки - на 4,5 - 5,7 кг, жизненная ёмкость лёгких - на 0,5 - 1,4 литра.
В литературе описаны следующие наблюдения: у школьников, не занимающихся физическими упражнениями, становая сила в течение года увеличивалась на 8,7 кг; у подростков того же возраста, занимавшихся физической культурой, - на 13 кг, а у детей, занимавшихся, кроме уроков физвоспитания ещё и спортом - на 23 кг. Наглядное объяснение этому даёт следующий эксперимент. При рассмотрении под микроскопом участка мышц животного было обнаружено, что в 1 мм квадратном мышцы, находящейся в покое, насчитывается от 30 до 60 капилляров. На этом же участке после усиленной физической работы мышцы насчитывалось до 30 000 капилляров. Кроме того, каждый капилляр увеличился почти в 2 раза в диаметре. Это свидетельствует о том, что в состоянии покоя капилляры не участвуют в кровообращении, а во время мышечной нагрузки капилляры наполняются кровью, способствуя поступлению в мышцы питательных веществ. Таким образом, обмен веществ при мышечной работе по сравнению с состоянием покоя возрастает во много раз.
Мышцы составляют от 40 до 56 % массы тела человека и вряд ли можно ожидать хорошего здоровья если добрая половина составляющих организм клеток не получают достаточного питания и не обладают хорошей работоспособностью.
Врачи рекомендуют начинать выполнять физические упражнения с детьми грудного возраста. Для этого могут быть использованы безусловные рефлексы. Полезны и пассивные движения, массаж - они благоприятствуют физическому развитию ребенка. А физическое и умственное развитие детей раннего возраста идет параллельно.
Основная цель физической культуры в дошкольном возрасте - развивать и совершенствовать ходьбу, бег, лазанье. Зарядка, подвижные игры включают в работу большое количество мышц, улучшают координацию движений. Хорошо развивает детей игра в мяч. Дошкольникам полезны игры, где надо перекатывать мяч к партнеру, дошкольникам среднего возраста - игры, в которых надо бросать мяч, старшим дошкольникам полезно метать мяч с определенного расстояния. Детей обязательно нужно обучать плаванию, катанию на лыжах, коньках, велосипеде.
Младшим школьникам полезны игры, где надо дозировать усилия - отрабатывать темп движения, размах, степень расслабления и сокращения мышц. Тогда постепенно нарастают скорость движений и их сложность.
Старшие школьники могут заниматься практически всеми видами спорта. В этот период у подростков интенсивно развивается скелет, нарастает мышечная масса, довольно легко формируются спортивные и трудовые навыки. Но надо иметь в виду, что выносливость, как правило, отстает от силы, поэтому возможно быстрое утомление, особенно при непривычной работе.
Выдающийся отечественный физиолог Н. Е. Введенский писал, что каждый молодой организм в нормальных условиях носит в себе запас сил и задатков. Обычно лишь часть этих сил и задатков действительно осуществляется и используется в дальнейшей жизни, причем в большинстве случаев лишь незначительная часть. Насущный вопрос заключается в том, как по возможности наиболее полно использовать тот богатый запас сил, который заложен в нашем организме.
Источник: сайт БМСИ
Статьи по теме:
Катание на коньках. Польза
Физкультура и умственные способности
Дети и професиональный спорт
Отношение современной молодежи к алкоголю
Как похудеть с пожизненной гарантией