20 ноября 2018
карта сайта

Каталог статей о спорте и здоровом образе жизни

 

Как найти статью в нашем каталоге:

  1. выберите в меню слева (большой зеленый столбец) интересующий вас вид спорта (единовременно доступен для просмотра только один раздел)
  2. перед вами появятся названия последних десяти добавленных статей, с которыми вы можете ознакомиться подробнее
  3. чтобы прочитать более ранние статьи, нужно перейти на другие страницы этого раздела
  4. также можно ввести ключевое слово или фразу в поле "Поиск" и получить список статей по заданным параметрам.
  • Агрессивность в спорте

    Агрессивность в спорте стала весьма распространенным явлением. Мы видим ее проявления на трибунах стадионов, на скамейках запасных и на игровых площадках. Даже тренеры детских команд иногда заканчивают споры с помощью кулаков, а один отец убил тренера во время обсуждения спортивных способностей своего сына.

    Вместе с тем спорт может служить своеобразным механизмом сдерживания распространения насилия и агрессивности. Весьма популярным стало проведение баскетбольных матчей в позднее время, которое, как считают, привлекает внимание членов различных банд, убирая их с улиц, а бокс, борьба и в меньшей степени футбол рассматриваются многими как социально приемлемые способы проявления агрессивности.

    В этой главе вы узнаете о:
    том, что подразумевается под понятием «агрессивность»
    причинах агрессивности
    некоторых распространенных мифах об агрессивности
    об агрессивности зрителей
    взаимосвязи между агрессивностью и спортивными результатами

     

     

     

    ЧТО ТАКОЕ АГРЕССИВНОСТЬ

    Понятие «агрессивность» используется в различных значениях. Мы говорим о «хорошей» (например, когда волейболист «бросается» за упущенным мячом) и «плохой» агрессивности» (например, совершение очевидного и грубого нарушения в баскетболе). Таким образом, это понятие вызывает автоматические ассоциации, а также обусловливает положительную или отрицательную оценку и эмоциональную реакцию (Gill, 1986). Вместе с тем наиболее агрессивное поведение в спорте в сущности не является желательным или нежелательным, а зависит от того, как оно трактуется. Двое зрителей, наблюдая за выполнением жесткой, но «чистой» остановки хоккеистом соперника могут по-разному оценить проявление агрессивности со стороны игрока, выполнившего технический прием.


    Критерии агрессивности
    Психологи определяют агрессивность как «любой вид поведения или действия, направленный на нанесение оскорбления или повреждения другому живому существу, которое мотивировано на избежание подобного обращения» (Baron, 1977, с.7).

    Из этого и подобных определений понятия агрессивности вытекает четыре критерия агрессивности (Gill, 1986):

    Агрессивность представляет собой поведение (действие).
    Она включает нанесение оскорбления или повреждения.
    Она направлена на живое существо.
    Она включает в себя намерение.

    Агрессивность определяется как любое поведение (действие), направленное на умышленное нанесение оскорбления или повреждения другому живому существу

    Агрессивность представляет собой физическое или словесное действие, но не отношение или эмоциональное состояние.

    Агрессивность включает нанесение оскорбления или повреждения физически или психологически.

    Агрессивность направлена на другое живое существо. Нанесение удара кулаком кому-нибудь, несомненно, является актом агрессии; то же самое можно сказать и в том случае, если вы швырнете свою кошку, которая поцарапала ваше новое кресло. В то же время, если бейсболист после неудачного действия бросает с отвращением свой шлем.на землю, это не является актом агрессии.

    Агрессивность включает в себянамерение. Случайное нанесение повреждения кому-нибудь не является проявлением агрессивности, поскольку человек, нанесший повреждение, не собирался этого делать.

    Таким образом, когда спортивные психологи обсуждают проблему агрессивности в целом, они имеют в виду то, что большинство людей называют «плохой» агрессивностью. Кроме того, не все виды «плохой» агрессии являются действительно агрессивными согласно определению спортивных психологов.

    То, что многие люди считают примерами «хорошей» агрессивности в спорте (например, атака от сетки в теннисе), спортивные психологи называют напористым видом поведения (Husman, Silva, 1984). Это игра в рамках правил с высокой интенсивностью и желанием победить, но без намерения нанести повреждение сопернику.


    Враждебная и инструментальная агрессивность
    Психологи различают два вида агрессивности (Husman, Silva, 1984) — реактивную, или враждебную, и инструментальную. При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении физической или психологической травмы кому-нибудь.

    Инструментальная агрессивность имеет место при реализации неагрессивной цели. Например, когда боксер наносит в голову соперника мощный удар, это очень часто сопровождается травмой. Вместе с тем подобное действие обычно является примером инструментальной агрессивности: главная цель боксера — выиграть поединок и, нанося ущерб сопернику (набирая очки за нанесенные удары или нокаутируя соперника), он может достичь ее. Если же боксер прижал соперника к канатам и умышленно желает «наказать» соперника, нанося ему удары в голову и по корпусу, и сознательно стараясь не заканчивать поединок, это классифицируется как враждебная (реактивная) агрессивность.

    При враждебной агрессивности главная цель состоит в нанесении сопернику физической или психологической травмы, тогда как инструментальная агрессивность имеет место при реализации неагрессивной цели

    В спорте агрессивность чаще всего бывает инструментальной, например:
    борец сжимает ребра соперника, вызывая у него чувство дискомфорта с тем, чтобы положить его на лопатки;
    тренер баскетбольной команды берет «тайм-аут», когда игрок команды соперников приготовился выполнить штрафные броски, пытаясь таким образом вызвать у него психологический дискомфорт (повышенное состояние тревоги) и помешать точно пробить штрафные.

    Специалисты в области спорта должны четко отличать приемлемое инструментальное агрессивное поведение от неприемлемого.

    Несомненно, что агрессивность, как враждебная, так и инструментальная, включает намерение нанести ущерб. Хотя для спорта характерна, главным образом, инструментальная агрессивность, она не всегда является приемлемой. Поэтому специалисты в области спорта должны отличать приемлемое инструментальное агрессивное поведение от неприемлемого.


    ПРИЧИНЫ АГРЕССИВНОСТИ

    Почему одни дети более агрессивные, чем другие? Что приводит к тому, что некоторые спортсмены теряют над собой контроль? Является ли агрессивность врожденной или она обусловлена средой? В психологии существует четыре теории, касающиеся причин проявления агрессивности:


    Теория инстинкта
    Теория разочарования (фрустрации)
    Теория социального научения
    Комбинированная теория.


    Рассмотрим каждую из них.


    Теория инстинкта
    Согласно теории инстинкта (Gill, 1986), людям присущ врожденный инстинкт агрессивности, который все усиливается до тех пор, пока неизбежно не проявится. Этот инстинкт может проявляться либо непосредственно через нападение на другое живое существо, либо через катарсис, когда агрессивность проявляется посредством социально допустимых средств, таких как спорт, например. Таким образом, согласно этой теории, спорт и физическая культура играют чрезвычайно важную роль в обществе, давая людям возможность проявить свои агрессивные инстинкты с помощью социально допустимых средств.
    Практически отсутствуют доказательства в пользу теории инстинкта агрессивности. 
    Врожденного инстинкта агрессивности не было обнаружено, а также не найдено подтверждений понятия «катарсис». Поэтому мы не можем согласиться с теорией инстинкта, утверждающей, что программы физического воспитания и спорта являются социально допустимыми механизмами удовлетворения естественных агрессивных потребностей.


    Теория разочарования (фрустрации)
    Теория фрустрации, которую иногда называют теорией драйва, гласит, что агрессивность является непосредственным результатом фрустрации, которая имеет место в том случае, если не достигается поставленная цель (Dollard, Doob, Miller, Mowrer, Sears, 1939). Например, когда футболист считает, что соперник задерживает его не по правилам, он испытывает состояние фрустрации и проявляет агрессивные действия по отношению к сопернику. Однако в настоящее время эта точка зрения имеет очень мало сторонников из-за утверждения, что состояние фрустрации всегда приводит к агрессивности. Как показывают результаты исследований, люди очень часто преодолевают состояние фрустрации или выражают его неагрессивными способами.
    Немногочисленные сторонники этой теории заявляют, что имеющие место агрессивные реакции не всегда бывают явными: они могут находить свое выражение через социально приемлемые механизмы, например, через контактные виды спорта. Таким образом, немногие сторонники теории фрустрации, так же как и сторонники теории инстинкта, считают, что главную роль играет катарсис. Однако, как мы уже говорили, не доказано, что в спорте имеет место катарсис. Нет также доказательств тому, что у агрессивных спортсменов, занимающихся контактными видами спорта, снижаются уровни агрессивности вследствие занятий спортом (Gill, 1986). В некоторых случаях уровни агрессивности у таких спортсменов даже повышаются (Arms, Russell, Sandilands, 1979).
    Практически не доказано, что у спортсменов, находящихся в состоянии фрустрации, снижаются уровни агрессивности вследствие занятий контактными видами спорта


    Теория социального научения
    Теория социального научения объясняет агрессивность как поведение, усвоенное в результате наблюдения за другими моделями поведения и последующего получения подкрепления за проявление подобных действий.

    Психолог Альберт Бандура (A.Bandura, 1973) выяснил, что дети, наблюдавшие за актами насилия со стороны взрослых людей, чаще повторяли подобные действия, чем дети, которые не были знакомы с такими моделями агрессивности. Влияние было особенно сильным, когда дети получали подкрепление к копированию действий взрослых.

    Спортивные психологи и социологи чаще всего обращались к хоккею, который изобилует проявлением агрессивных, запрещенных правилами действий. Смит (Smith, 1988) обнаружил, что насилие, превалирующее в играх профессионалов, моделируется молодыми хоккеистами-непрофессионалами. Вообще агрессивность ценится в хоккее, и игроки очень быстро усваивают, что, проявляя агрессивность, они завоевывают личное признание. Многие тренеры, родители и одноклубники принимают и подкрепляют такие агрессивные действия (Smith, 1988). Молодые хоккеисты, наблюдая за агрессивными действиями своих кумиров, тем самым получают подкрепление к проявлению подобных действий.

    Теория социального научения, объясняющая агрессивность как поведение, приобретенное в результате наблюдения за поведением других, имеет солидное научное подтверждение.

    Для любого вида спорта характерно проявление агрессивности. Фигуристка, например, желая вывести соперницу из психического равновесия, может сказать: «Я слышала, судьи говорили, что в этом году запрещено выступать в таком костюме».

    Это — весьма тонкий вид агрессии, цель которой — нанести психологический ущерб сопернице.

    Теория социального усвоения имеет достаточное научное подтверждение. Она убедительно показывает существенную роль, которую играют авторитетные для человека люди в развитии или контроле агрессивности.


    Комбинированная теория
    Комбинированная теория включает элементы теории фрустрации и социального научения. Эта весьма популярная в настоящее время теория гласит, что хотя состояние фрустрации не всегда приводит к проявлению агрессивности, однако повышает ее вероятность за счет увеличения уровней возбуждения и гнева (Leonard, Berkowitz, 1965, 1969). Однако повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к агрессивным действиям в том случае, если социально усвоенные модели «сигнализируют» о целесообразности проявления агрессивных действий в определенной ситуации, в противном случае агрессивность не проявляется.

    Вначале человек впадает в состояние фрустрации, например, вследствие проигрыша матча или плохого выступления. В результате фрустрации повышается уровень возбуждения, как правило, в виде гнева или боли. Повышенные уровни возбуждения и гнева приводят к проявлению агрессивных действий только в том случае, если индивид усвоил, что в подобной ситуации целесообразно проявлять агрессивные действия.

    Преимущество комбинированной теории состоит в том, что она включает наиболее эффективные элементы теории фрустрации и социального научения и основывается на модели взаимодействия (уровень возбуждения—гнева индивида в контексте социально усвоенных моделей окружения) при объяснении поведения.

    Зрители и агрессивность

    Психологи первоначально проанализировали теорию катарсиса, чтобы выяснить, становятся ли болельщики более (или менее) агрессивными после просмотра спортивных соревнований. Оказалось, что просмотр спортивного соревнования не приводит к снижению уровня агрессивности зрителей. Более того, наблюдение за некоторыми контактными видами спорта повышает готовность зрителя стать агрессивным (Isoahola, Hatfield, 1986). Но агрессивность, как правило, не проявляется без наличия других связанных с поединком факторов. Например, исследование 1500 хоккейных болельщиков показало, что проявление агрессивности характерно для молодых поклонников в условиях большого скопления, а также под действием алкоголя (Cavanangh, Silva, 1980). Смит обнаружил связь следующих факторов с агрессивностью зрителей:
    мелкие агрессивные действия на игровом поле (например, жаркий спор по поводу решения арбитра или короткая стычка между игроками противоборствующих команд);
    мужской пол;
    социальный статус рабочего.

    Администраторы и руководители спортивных сооружений и стадионов должны обратить внимание на полученные результаты, с тем чтобы снизить вероятность возникновения актов насилия (например, запретив продажу алкогольных напитков в местах проведения спортивных состязаний). Естественно, что игроки и тренеры также должны контролировать свои действия и чувства на игровых площадках, с тем чтобы не провоцировать агрессивных действий болельщиков.

    Результаты исследований показывают весьма тревожную картину — многие спортсмены рассматривают определенные акты агрессии как недопустимые вообще, но приемлемые в спортивных условиях (Bredemeier, Shields, 1986).
    Например, в определенных спортивных ситуациях нанесение удара сопернику считается вполне допустимым (например, если питчер умышленно бьет вас по голове), что, однако, считается недопустимым в школьном музыкальном коллективе.

    Такое двоякое толкование называется игровой аргументацией или моралью в кавычках.

    К сожалению, люди считают вполне допустимым проявлять агрессивные действия в спорте. Это создает определенную проблему. Во-первых, агрессивность сопровождается риском нанесения травмы. Кроме того, спорт может и должен учить детей, как подобает себя вести в спорте и вне его. Поощрение агрессивного поведения в спорте несет в себе отрицательную информацию для детей. Спортивные деятели не должны допускать в спорте проявления любых форм агрессивности, неприемлемых в других сферах человеческой деятельности.


    Спортивные результаты и агрессивность

    По мнению некоторых тренеров и спортсменов, агрессивность повышает спортивные результаты как в командных, так и в индивидуальных видах спорта. К примеру, баскетболист Кермит Вашингтон отмечал, что его агрессивность помогала ему вести борьбу на площадке. Несомненно, что взаимосвязь между агрессивностью и физической активностью носит весьма сложный характер; действительно, известны случаи, когда агрессивные действия приводили к желанному результату.

    Возьмем, например, тактику агрессивных действий более слабого спортсмена по отношению к более сильному, цель которой либо отвлечь его внимание, либо втянуть в стычку. Некоторые спортивные психологи считают, что агрессивность способствует достижению необходимого результата (Widmeyer, 1984), другие думают иначе (Gill, 1986). Довольно трудно интерпретировать результаты исследований вследствие отсутствия четкого разграничения между агрессивностью и напористостью. По мнению Силва (Silva, 1980), агрессивность не может повышать спортивный результат, поскольку вызывает повышение уровня возбуждения спортсмена и переключает его внимание на проблемы, не связанные со спортивной деятельностью (например, нанесение ущерба сопернику).

    Специалисты в области спорта должны определить, что важнее — повышение спортивных результатов за счет повышения агрессивности или то, как спорт влияет на спортсменов

    В конце концов, взаимосвязь между агрессивностью и спортивным результатом может иметь вторичное значение. Главное — это ваше отношение к агрессивности (Windmeyer, 1984).


    ПРАКТИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

    Давайте теперь обсудим, как на основании того, что мы выяснили об агрессивности и ее проявлениях, разработать стратегию ее контроля в спорте и физической культуре. Во-первых, необходимо определить ситуации, в которых наиболее вероятно проявление агрессивных действий. Затем мы обсудим методы обучения соответствующему поведению и модификации агрессивных действий.
    Когда вероятнее всего проявление агрессивности

    Определенные ситуации способствуют проявлению агрессивного поведения. Вероятность проявления агрессивных действий высока в том случае, когда спортсмены находятся в состоянии фрустрации и, следовательно, возбуждены.

    Спортсмены находятся в состоянии фрустрации, когда:
    проигрывают
    воспринимают судейство как несправедливое
    испытывают беспокойство
    испытывают физическую боль
    выступают ниже своих возможностей.
    Контроль агрессивности

    К сожалению, мы не всегда можем контролировать эти ситуации. Однако, следя за спортсменами, мы можем «извлекать» их из определенной ситуации при первых признаках агрессивности. Или, что намного лучше, мы можем научить их контролировать свои эмоции и реакции на фрустрацию. Например, хоккеист, которыи очень часто во время матчей впадал в состояние фрустрации, агрессивно реагировал и вследствие этого проводил большую часть времени на скамье оштрафованных, успешно усвоил умения и навыки снятия стресса. В результате этого количество агрессивных реакций с его стороны резко снизилось и он
    стал редко попадать на скамью оштрафованных (Silva, 1982).

    Чрезмерный акцент на достижение победы способствует возникновению состояния фрустрации. Само по себе стремление достичь победы не таит в себе ничего плохого, однако не следует чрезмерно акцентировать внимание на необходимости победить, чтобы в случае поражения не возникла агрессивность.

    Специалисты в области спорта несут моральную ответственность за четкое разграничение между агрессивностью, направленной на нанесение ущерба, и напористым поведением. Мы должны отделить агрессивность от напористости (хорошая агрессивность) и соответствующим образом обучать спортсменов и занимающихся.

    Овладение спортсменами или учащимися умениями и навыками снятия стресса позволяет преодолевать состояние фрустрации.


    Обучение уместному поведению
    Определив составляющие агрессивности и выяснив, что представляют собой уместные напористые действия, можно, воспользовавшись стратегиями социального усвоения (моделирование и подкрепление; см. главу 8), обучить спортсменов и занимающихся таким действиям.

    Работу по контролю агрессивности можно проводить не только со спортсменами, но и со зрителями. Вот некоторые рекомендации, направленные на контроль агрессивных действий со стороны зрителей:
    Запретить продажу алкогольных напитков на спортивных сооружениях.
    Немедленно наказывать зрителей (удалять с места проведения соревнований) за проявление агрессивных действий.
    Немедленно прекращать агрессивные действия.
    Попросить судей пресекать проявление агрессивных действий на игровых площадках.
    Проинформировать тренеров о недопустимости агрессивных действий с их стороны.
    . Следить, чтобы средства массовой информации не приветствовали проявления агрессивных действий в своих репортажах.

    Специалисты в области спорта несут моральную ответственность за четкое разграничение между напористостью и агрессивностью, направленной на нанесение ущерба.


    «Хорошая» и «плохая» агрессивность
    Уместные действия:
    Нанесение мощных ударов, разрешенных правилами и в пределах игрового поля
    Оказание помощи соперникам после нанесения мощных ударов. Признание хорошей игры со стороны соперников

    Неуместные агрессивные действия:
    Нанесение ударов и ведение игры за пределами поля
    Выполнение не запрещенных правилами действий, направленных на нанесение физического ущерба соперникам
    Захват головы соперника
    Толчки и удары соперника после свистка
    Оскорбительные высказывания.


    РЕЗЮМЕ

    Агрессивность представляет собой поведение, цель которого — нанести оскорбление или повреждение другому живому существу. Следует отличать агрессивность от напористости. Проявление агрессивности объясняют четыре теории: теория инстинкта, теория фрустрации, теория социального научения и комбинированная теория. Первые две теории практически не имеют достаточных научных обоснований; отсутствует также подтверждение тому, что катарсис (проявление агрессивности через социально допустимые механизмы, например, спорт) ослабляет агрессивность. Две последние теории имеют достаточное научное подтверждение.

    Состояние фрустрации предрасполагает человека к агрессивности, и агрессивные действия имеют место, если они считаются уместной реакцией на состояние фрустрации. Моделирование и подкрепление являются существенными детерминантами агрессивного поведения. Агрессивные действия иногда демонстрируют и зрители.

    Результаты ряда исследований имеют важное значение для практического использования. Это — выявление ситуаций, в которых наиболее вероятно проявление агрессивных действий, обучение спортсменов, как справляться с такими ситуациями, обучение уместному поведению, а также модификация неуместных агрессивных действий.

     

    А теперь проверьте, насколько хорошо вы поняли критерии, характеризующие агрессивность.

    Используя четыре критерия Джилла, обведите кружочком А или Н, в зависимости от того, считаете ли вы поведение в каждой из приведенных ситуаций агрессивным (А) или неагрессивным (Н)

    А Н 1. Футболист выполняет очень коварный, но разрешенный правилами удар в направлении принимающего игрока и позже отмечает, что хотел наказать его за неправильные действия.

    А Н 2. Футболист выполняет очень коварный и запрещенный правилами удар в направлении принимающего игрока и позже отмечает, что хотел наказать его за неправильные действия.

    А Н 3. Тренер баскетбольной команды ломает стул, протестуя против решения арбитров.

    А Н 4. Хоккеистка умышленно наносит удар своей сопернице в отместку за такой же удар, который перед этим нанесла ей соперница.

    А Н 5. Автогонщик убивает своего коллегу, столкнувшись с его машиной, неожиданно появившейся и-за поворота.

    А Н 6. Пытаясь заставить игрока соперников поволноваться и снова «пережить» предыдущую ошибку, тренер берет таймаут.

    А Н 7. Барри знает, что Джон очень болезненно воспринимает замечания по поводу его способности загонять мяч в лунку в напряженные моменты поединка, поэтому он говорит ему, что тренер сказал, что если он будет неудачно играть, то потеряет место в основном составе. Тренер ничего подобного не говорил.

    А Н 8. Джейн попадает по голове Фран быстро летящим мячом, который «ушел» от нее.

     

    Ответы:

    1. Агрессивное (хотя удар был выполнен по правилам, действие содержало намерение нанести ущерб)
    2. Агрессивное (было намерение нанести ущерб)
    3. Неагрессивное (действие не было направлено на другое живое существо)
    4. Агрессивное (было намерение нанести повреждение)
    5. Неагрессивное (хотя другой автогонщик был убит, отсутствовало намерение совершить это)
    6. Агрессивное (хотя большинство могут посчитать это тактическим ходом, его цель состояла в том, чтобы нанести вред сопернику, вызвав состояние тревожности и пробудив страх)
    7. Агрессивное (намерение состояло в нанесении психологического ущерба)
    8. Неагрессивное (отсутствовало намерение нанести травму)

    Из книги Уэйнберг Р., Гоулд Д. Основы психологии спорта и физической культуры

    Статьи по теме:

    Спортивная психология. Задачи

    Олимпийская хартия

    Талисманы Олимпийских и Паралимпийских игр

    Как выбрать тренера для ребенка?

    Успеваемость школьников и физическая активность

    Здоровый образ жизни студенческой молодежи